МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«У Назарбаева остался нераспечатанным целый шкаф скелетов»

Политолог оценил интервью экс-президента Казахстана накануне референдума, лишающего его прав

Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в интервью политологу Данияру Ашимбаеву заявил о своей полной поддержке курса действующего казахстанского лидера Касым-Жомарта Токаева. Он сообщил, что 5 июня проголосует на референдуме за поправки в Конституцию, которые исключают положения о его правовом статусе и полномочиях. Экс-президент также высказался за то, чтобы его родственники за свои действия несли ответственность по закону.

Фото: kremlin.ru

Напомним, что 5 июня в Казахстане пройдет референдум о поправках в Конституцию. В соответствии с ними из пункта 2 статьи 91 исключается формулировка о статусе Назарбаева как «Елбасы», то есть лидера нации. Ранее в соответствии с этим статусом действующие власти были обязаны согласовывать с Назарбаевым основные направления внутренней и внешней политики.

В прежней редакции Конституции также было закреплено право Назарбаева пожизненно возглавлять Совет безопасности страны. Этого поста он лишился еще во время январских протестов, тогда же он перестал быть главой правящей партии «Нур Отан», ныне переименованной в «Аманат».

В то же время в тексте новой Конституции Назарбаев останется как «основатель независимого государства» и в рамках закона о бывших президентах будет получать государственное обеспечение. Исключение Назарбаева из политики было одним из требований протестующих.

Интервью Назарбаева специально для «МК» прокомментировал руководитель отдела стран Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин.

- Почему Назарбаев выбрал такой формат интервью – политологу в Telegram-канале?

- Данияр Ашимбаев – это сейчас без преувеличения ключевой независимый казахстанский политолог, человек, который лучше всех в Казахстане разбирается во всей их внутренней кухне. Это автор энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане».

В отличие от некоторых перекрасившихся казахстанских политологов он никогда не получал грантов от Сороса. Он всегда придерживался очень здравого мнения, что смешивать с грязью человека, которому Казахстан как независимое государство обязано своим существованием, нельзя. Поэтому то, что Назарбаев именно ему дал интервью, вполне логично. 

Сейчас в Казахстане «денурсултанизация» приобрела совершенно безумные масштабы. Люди забывают, что своими постами, карьерами, своими зарплатами, гонорарами они обязаны первому президенту. Токаев сейчас старается приглушить страсти и подчеркивает, что Назарбаев является отцом-основателем Казахстана.       

- Почему именно сейчас Назарбаев решил публично высказаться в поддержку Токаева, даже несмотря на то, что тот покусился на его статус и влияние?  

- Назарбаев, в отличие от некоторых людей, которые ему обязаны всем, что у них есть, отдает себе отчет: существуют интересы личные, интересы семьи, а есть интересы страны. На мой взгляд, это интервью демонстрирует, что он отказался от личных интересов, интересов семьи, в пользу интересов страны. И за это ему, я считаю, надо поставить настоящий памятник, а не те бутафорские, которые сносили сумасшедшие маргиналы в январе.

Назарбаев показал, что он действительно большой, серьезный человек. При том, что лично мое отношение к нему довольно критическое. Да, ворюга. Да, он вокруг себя развел всю эту компрадорскую систему. Но этот сегодняшний текст, на мой взгляд, внушает к нему серьезное уважение.

- Думаете, он искренний? Он не потому делает эти заявления, что хочет спасти остатки своего влияния, активы, родственников?

- Кто-то говорит о договорняке, кто-то – что это делается для того, чтобы не посадили всю семью. Но вся семья уже давным-давно убежала – в Лондон или ОАЭ.

Думаю, что Назарбаев эти вещи говорит достаточно искренне. Я его знаю довольно давно, еще с тех времен, когда он еще только шел во власть. Конечно, время, власть, деньги меняют людей. Но в том, что я прочитал, я увидел раннего Назарбаева. Назарбаева, который передавал власть своим братьям, зятьям, дочерям, племянникам и всей этой сволочи, которая там расплодилась, я перестал рассматривать в качестве исторической фигуры. А сейчас я снова стал его уважать. Это фигура достаточно крупного, серьезного масштаба, которую из лидеров центрально-азиатских государств можно сопоставить только с Исламом Каримовым.

- В той части интервью, где говорится об успехах Казахстана, проводятся сравнения с 1993 годом. Логичнее было бы сравнивать с 1990-м – последним годом СССР, разве нет? Тогда успехи выглядели бы куда скромнее.     

- Лучше с 1989-м, когда проводилась последняя советская перепись. Но в Казахстане в 1993-м все еще было хорошо, хотя в Таджикистане уже шла гражданская война.

Я в это время жил в Алма-Ате, только что закончил университет и устроился в Главное управление экспертно-аналитической работы Министерства печати и массовой информации. Судьба его руководителя Алтынбека Сарсенбаева сложилась очень трагически.

Вот Назарбаеву следовало бы, если он действительно раскаивается, указать, в чем конкретно. Потому что там остался нераспечатанным целый шкаф скелетов. И этот шкаф будут распечатывать, наверное, когда Нурсултан Абишевич уже нас покинет.

В 1993 году жизнь была очень сложная, Алма-Ата сидела без света. Веерные отключения, постоянная нехватка денег, хождения на базары в поисках самых дешевых «ножек Буша», бандитизм, уличная преступность – это наша общая постсоветская история.

Нурсултан Абишевич тогда боролся за власть с многочисленными конкурентами, которые хотели у него эту власть вырвать. Ему приходилось строить из себя демократа и рассказывать каждой аудитории то, что она хотела от него услышать. Тогда ему приходилось крутиться, как веретено на ткацкой фабрике.

Казахстан для советской экономики был не добытчиком нефти, а главной житницей и отчасти энергетическим хабом, занимал важное место в горно-металлургическом комплексе СССР. Добывающая промышленность разваливалась на глазах, технологические цепочки рвались, были многомесячные задержки по зарплате.

Моя мама работала на громадном предприятии, которое выпускало прицепы для тягачей. После развала СССР эта продукция стала никому не нужна. На предприятии прошли сокращения, из трех тысяч работников осталась тысяча. Они начали производить «мантоварки» - алюминиевые кастрюли, в которых варили манты. Этими мантоварками людям платили зарплату.

Назарбаев, по большому счету, не врет. Жизнь действительно была сложной. Страна при Назарбаеве смогла как-то перестроиться, более-менее успешно превратившись в сырьевую колонию мирового рынка. На рынке по дешевке продавалось сырье, а на вырученные деньги закупались товары народного потребления. Ситуация стала улучшаться.

Назарбаеву можно предъявить массу претензий. С одной стороны, скелеты в шкафах, которых в процессе борьбы за укрепление власти у него накопилось десятка два. С другой, исход русского населения, который при нем произошел. С 1993 по 1995 года из страны даже по официальным данным выехали порядка 1 200 000 человек. Из них около 90% - это русские. У нас сейчас об этом не принято вспоминать. В Казахстане проживали миллионы русских, можно взглянуть на данные переписи от 1989 года. То, что русские бежали оттуда - это непосредственная «заслуга» Нурсултана Абишевича.       

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах