По его словам, Россия – одна из немногих стран, способных самостоятельно обеспечить свою армию всеми необходимыми боеприпасами и важнейшими их элементами – боезарядами, взрывными устройствами, головками самонаведения, бортовой аппаратурой ракет. Но слабым звеном остается спецхимия, которая не финансировалась долгие годы, пишет Виктор Мураховский в своем Telegram-канале.
Для сравнения: если в 1988-1989 годах промышленность боеприпасов и спецхимии производила 2 млн тонн взрывчатых веществ только для гражданских отраслей промышленности, то к 2015 году этот объем составлял лишь 230 тыс. тонн.
Одна из проблем предприятий отрасли – необходимость содержать большой объем (свыше 70%) мобилизационных мощностей. Их необходимо содержать на случай увеличившихся потребностей армии. Без господдержки эта обуза приводит к убыточности предприятий и, соответственно, к их разорению.
Лет 15-20 назад, отмечает эксперт, создание боеприпасов не являлось приоритетной задачей Госпрограммы вооружения, что видно по объемам финансирования. Боевые действия в Сирии наглядно показали острую необходимость модернизации и разработки нового поколения боеприпасов в целом ряде видов вооружения. Но решать эти задачи оперативно, отмечает эксперт, «мешает общий уровень квалификации конструкторов и технологов».
Виктор Мураховский выделил главные направления в разработке боеприпасов нового поколения. По его мнению, необходимы многоцелевые «умные» боеприпасы, реализующие концепцию «выстрелил-забыл». Их должны отличать высокая степень «распознавания целей и избирательности в их поражении».
Один из примеров боеприпасов нового поколения – «умные» мины. О некоторых таких минах сообщили украинские информресурсы. Они опубликовали фото так называемых противотанковых мин ПТКМ-1Р. Эти боеприпасы оснащены акустическими и сейсмическими датчиками, способными обнаруживать цель на дальности до 250 метров.
Обнаружив танк или бронемашину, мина активируется и запускает суббоеприпаса, который взлетает на несколько десятков метров, сканирует местность с помощью радара и тепловизора и наносит удар в крышу башни танка кумулятивным «ударным ядром». Мина может быть запрограммирована на самоуничтожение через определенный срок - до 10 суток.
Второе направление - резкое увеличение максимальной дальности поражения и эффективности действия благодаря повышению мощи боеприпасов и точности попадания.
Наконец, считает эксперт, необходима разработка «действительно всепогодных всесуточных помехозащищенных самонаводящихся снарядов и боевых частей ракет, в том числе гиперзвуковых.
Реализация таких новшеств, отметил Мураховский, позволит осуществить прорыв в совершенствовании боеприпасов, в том числе и для традиционных не высокоточных систем, например для минометов. При этом ключевым является вопрос кадрового обеспечения отрасли, от которой зависит оснащение войск современными боеприпасами.