«Нынешние события подстегнули меня к тому, чтобы действовать»
«В первый день спецоперации меня позвали на собеседование и примерно через месяц мне сделали предложение о работе, - рассказывает «МК» живущая в Дюссельдорфе россиянка Мария. – Я активно искала ее с конца февраля. Меня много куда звали, некоторые компании впоследствии приглашали на финальный этап собеседования. Моя национальность всем была известна. Но ни для кого она не была препятствием для того, чтобы позвать меня на интервью, предложить работу и т. д. В итоге у меня на руках было два оффера в два немецких города.
Мой муж, также гражданин России, приехал учиться в ФРГ. Он смог очень быстро, буквально за пять рабочих дней оформить все необходимые документы. Нам также очень быстро сдали квартиру. Поэтому никакого негативного опыта у меня в этом плане не было.
Да, сейчас у меня заблокированы все российские карты. Точнее я просто не могу ими пользоваться на территории Европейского союза. Но на меня это никак особенно не повлияло, поскольку я, предвидев вероятное развитие событий, сняла большую часть денег со своих карт. Когда Master Card и Visa отключили попавшие под санкции российские банки от собственной сети, на моих картах оставалось порядка 200 евро. Поэтому ситуации, при которой я проснулась утром без средств к существованию, не было. Когда началась спецоперация, я сразу поняла, в какую сторону мы движемся.
У моих русских друзей, живущих в Германии, также не было с этим проблем. Мы в режиме онлайн писали друг другу, давали советы. Все постарались решить этот вопрос заранее, не дожидаясь еще больших ограничений.
В связи с нынешней ситуацией, разумеется, возникли проблемы с приездом в Россию. Впрочем, они скорее связаны с тем, что сильно выросли цены на авиабилеты. Поэтому мы решили, что теперь будем летать в Хельсинки, а уже оттуда на автобусе или машине добираться до Санкт-Петербурга.
Также важно подчеркнуть, что мы ни разу не столкнулись с негативом относительно нашей национальности на территории Германии. По крайней мере точно могу сказать, что от европейцев, от тех людей, с которыми я постоянно тут общаюсь, никакой агрессии в свой адрес я не получала.
Мой быт все происходящее изменило только с той точки зрения, что я села и нашла работу в Германии за месяц, а до этого долго оттягивала. Можно сказать, что нынешние события подстегнули меня к тому, чтобы действовать.
Даже тогда у меня не было переживаний на тему моей национальности. У меня была цель, и я думала только о ней. Если бы компании отказывали мне только из-за того, что я россиянка, значит это просто не мои компании. Но, повторюсь, таких прецедентов не было.
Более того, в Германии любая дискриминация по национальному признаку — это статья. Поэтому во время собеседования я чувствовала себя очень защищено и думала лишь о том, чтобы с лучшей стороны показать себя работодателю и убедить его в том, что именно я, несмотря на все сложности, наиболее подходящий для него кандидат».
«Не могу отправлять деньги родителям»
Живущая в Берлине россиянка Ульяна в свою очередь также рассказала, что ее повседневная жизнь из-за санкций особенно не поменялась.
«Единственное, я теперь не могу отправлять деньги родителям, - продолжает она. – Некоторые мои знакомые россияне после блокировки местных карт оказались в затруднительном положении. Пользоваться деньгами мы могли, но на счета не могли поступать никакие средства. Поэтому лично мне, чтобы разблокировать карту, пришлось идти в банк и показывать свой вид на жительство. Со мной сейчас живет сестра, у которой нет ВНЖ, а есть только виза. Ей счет до сих пор счет не разблокировали.
Самолеты в Россию не летают. Можно доехать до Калининграда и оттуда вылететь в Москву. Я должна была в апреле лететь домой, но мой рейс, разумеется, отменился. Авиакомпания обещала вернуть деньги, но сделать это невозможно, поскольку некоторые российские банки отключены от системы SWIFT, а без нее они не могут осуществить этот перевод. При этом я не думаю, что у человека могут возникнут проблемы с возвращением из России в Германии, если у человека есть вид на жительство или виза».
Санкционные ограничения также коснулись находящихся в Соединенных Штатах россиян. Живущая в Чикаго наша собеседница Кристина сообщила, что порой им приходилось очень непросто.
«Россиянам в США заблокировали банковские карты, - отметила она. – Мы не могли ими пользоваться, не могли принимать деньги. Кому-то даже не удалось вывести средства, находящиеся на счетах. Некоторым моим знакомым пришлось экстренно открывать американские карты, чтобы их родственники смогли прислать им деньги. Хотя и с этим были определённые трудности.
Кому-то блокировали даже номера телефонов. У моей подруги WhatsApp (принадлежат компании Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена – «МК») был на российском номере. После блокировки она больше не смогла войти в мессенджер.
Самая большая проблема связана с визами. Их сейчас очень непросто получить. Недавно мне рассказали, что одна россиянка поступила в американский университет на полную стипендию, но ей не выдают визу. Получить ее через другую страну также непросто. Человек может зарегистрироваться в системе, приехать на интервью, а ему сразу же отказывают.
Многие мои знакомые решили повременить с поездкой в Россию. У них есть опасения, что им больше не удастся вернуться обратно в США. Они даже настроились на то, что ближайшие пять лет могут не увидеть своих родственников.
Некоторые мои университетские подруги планируют работать все лето, чтобы подсобрать деньги. Потому что никто не знает, что будет завтра. В период обучения с сентября по конец мая нам выдают стипендию. С июня до конца августа она не выплачивается. Потому что в это время начинаются каникулы.
Кстати, в нашем университете российским студентам после введения ряда санкций предложили помощь, в том числе финансовую. Не знаю, правда, было ли это предложение как-то реализовано на практике. При этом такое лояльное отношение к российским студентам прослеживается далеко не во всех американских вузах. Где-то им угрожали исключением, лишением общежития или стипендии».
«Заблокировали карту – просто потому что я из России»
Швейцария, долгое время сохранявшая нейтралитет, также не осталась в стороне в вопросе введения штрафных мер против РФ. Правда, по словам россиянки Алины, живущей в расположенном на границе Италии и Швейцарии городе Лугано, они в большей степени затронули богатых россиян.
«Антироссийские санкции не сильно сказываются на жизни обычных россиян, находящихся в Швейцарии, - подчеркнула она. – Но, как я знаю, здесь активно санкционируют российских олигархов и их семьи. У меня есть знакомые россияне, их отцы очень состоятельные люди. Так вот, все их счета заморозили, недвижимость, яхты и т. д. конфискуют.
В Италии ситуация несколько иная. Там антироссийские санкции чувствуются сильнее. Лично у меня заблокировали карту в итальянском банке, просто потому что я из России. Когда я позвонила менеджеру, управляющему моим банковским счетом, и спросила о причине блокировки, он ясно дал понять, что дело в украинских событиях и моей национальности.
Поэтому сейчас я пытаюсь решить это дело с адвокатом, потому что решение банка является абсолютно незаконным. Надеюсь, у меня получится хотя бы вывести свои деньги и полностью закрыть этот счет. К слову, в Швейцарии мой счет не заблокировали.
На днях я ходила на примем к своему врачу, она полячка. Ранее я слышала по новостям, что некоторым россиянам отказывали в оказании медицинской помощи. Личных примеров у меня не было. У моих друзей из Италии тоже не было таких прецедентов. В этом плане их также никто не притеснял.
Но я почему-то все равно очень боялась, что меня откажутся принимать в больнице. Я поделилась своими переживаниями с врачом. Она сразу же меня успокоила и пообещала, что в беде меня точно никто не бросит.
Я планировала прилететь Россию в мае. Когда я собиралась купить билет, то еще не знала, что можно добраться до Москвы через третьи страны. Кто-то из моих подруг летел в РФ через Сербию, кто-то через Турцию. Но это не только очень неудобно, но и дорого.
Поэтому в какой-то момент я решила, что отложу поездку в Россию. Тут мне пока спокойнее. Правда, мои родители постоянно просят меня не разговаривать с ними по телефону по-русски на улице в целях безопасности. Но я спокойно говорю. Меня тут за это никто не гнобит.
Я не заметила повышение цен на продукты. Немного подросли цены на бензин. Дело в том, что швейцарские власти пока расходуют имеющиеся в стране запасы топлива, чтобы стоимость на него не подскочила.
А вот в Италии цены на бензин заметно выросли. Более того, в начале марта резко увеличились стоимость коммунальных услуг. Моим знакомым начали приходить какие-то космические счета за газ, электричество и т. д.
Думаю, что россиянам из-за всех этих рестрикций будет непросто найти работу в Швейцарии. Одна моя знакомая работала здесь в российской компании, которая тоже попала под санкции. Теперь она закрывается, и все сотрудники остались без работы».