В социальных сетях пишут о «возвращении польских панов», о подготовке аннексии Галиции Польшей и о легитимации польских военных на территории Украины. Что из этого может оказаться правдой? Специально для МК ситуацию прокомментировал польский политик и политолог Матеуш Пискорский.
- Что вы думаете про анонсированный Зеленским законопроект об особом правовом статусе граждан Польши на Украине? Зачем понадобилось именно сейчас принимать этот закон?
- Стоит дождаться законопроекта, о котором говорил Зеленский. Насколько мне известно, сейчас он разрабатывается в украинском МИДе. Пока сложно сказать, что в нем будет.
Я слышал заявление Зеленского, что этот закон будет похож на тот, который принят в Польше в отношении граждан Украины. Соответственно, на самом деле этот закон, скорее всего, окажется мертворожденным. Потому что в Польше по отношению к украинским гражданам предусматриваются разного рода судебные льготы, освобождение от налогов и т.д. Но если это будет симметрично, как сказал Зеленский, то вообще сложно понять смысл такого закона.
Может быть, они думают, что в случае какого-то конфликта на территории Польши польские беженцы побегут в Украину? Но, естественно, это нереально. В случае военной угрозы поляки будут бежать на Запад. Так что я воспринимаю эту инициативу как чистый пиар Зеленского, попытку подчеркнуть, что Польша является стратегическим союзником киевского режима.
- Возможно ли, что этот закон легитимизирует присутствие польских военных на территории Украины?
- Я не думаю, что этот закон может содержать какие-то положения, которые гарантировали бы возможность военного присутствия Польши на территории Украины. Потому что для решения вопроса о нахождении польских войск на территории Украины не требуется принятия такого закона. Это решается на основе договоренностей между странами. Тем более, что уже были зафиксированы случаи появления польских инструкторов и отставных военных на территории Украины.
Что касается возможности присутствовать и занимать руководящие посты в украинской системе госуправления, то с 2014 года, сразу после госпереворота, такая возможность у поляков появилась. Как известно, многие украинские министры, советники, директора госпредприятий были гражданами других стран, в том числе и Польши. Про возможность участвовать в выборах - я не думаю, что этот закон предоставит ее гражданам Польши. Поскольку он является, как сказал Зеленский, симметричным ответом на польский закон, который не предусматривает для граждан Украины возможности участвовать в польских выборах.
- Верно ли, что во всем остальном польский закон уравнивает украинцев в правах с поляками?
- Некоторые говорят, что он даже гарантирует гражданам Украины определенные привилегии по сравнению с гражданами Польши. И они не сильно ошибаются. Потому что он гарантирует, например, возможность бесплатно пользоваться системой польского здравоохранения без необходимости выплачивать взносы.
Граждане Украины в Польше освобождены от целого ряда налогов, что делает польские фирмы неконкурентоспособными в сравнении с украинскими, которые сейчас регистрируются в Польше. К тому же украинцам предоставляют целый ряд социальных льгот и пособий, которых нет у поляков. Все это уже вызывает определенное недовольство у многих поляков.
Я не знаю, какой смысл в предложении Зеленского, но я не считаю, что в Польше найдутся предприниматели или просто граждане, которые сейчас переедут на Украину, чтобы воспользоваться, например, украинской системой здравоохранения. Я думаю, что все это спектакль, который устроили президенты Польши и Украины. Но, подчеркиваю, нам стоит сначала дождаться этого законопроекта и тщательно изучить его содержание, а потом делать выводы.
- Утверждают, что если поляки будут уравнены в правах с украинцами, то они получат возможность сражаться в составе ВСУ, и тогда польские военные уже не будут считаться наемниками и на них будет распространяться Женевская конвенция.
- Еще в марте польский вице-премьер Качиньский в Киеве предлагал ввести польский миротворческий контингент на территорию Украины. Но это не было встречено с восторгом украинской стороной, и не только ею. Другие союзники Польши, такие, как Чехия, тоже отказались от участия в подобном мероприятии. Обычно вопросы военного сотрудничества определяются другими законами, а не тем, который сейчас обсуждается. Кстати, его название – «особый статус поляков на территории Украины» - не очень удачное. Когда говорят про особый статус, мгновенно приходят на ум определенные исторические аналогии. Интересно было бы узнать реакцию украинцев на него. Думаю, что с точки зрения внутреннего пиара Зеленский совершил большую ошибку.
- Возможно ли сегодня теоретически польское военное присутствие на территории Украины и взятие под контроль ее Западных областей? Под видом миротворцев или еще как-то? Есть ли у Польши такие амбиции?
- Те, кто говорит, что такое возможно, не учитывают одного: Польша не является субъектом международных отношений. Польскую внешнюю политику, в том числе и ее восточную политику, определяют в Вашингтоне и Лондоне. Польша является инструментом англосаксов на украинском направлении. Если они примут такое решение, тогда это теоретически возможно. Без одобрения и согласия Вашингтона и Лондона Варшава вряд ли решится на подобное.