То, что сейчас происходит на Украине, может показаться пробуксовкой — карта боевых действий, занятых нашими войсками территорий не меняется радикально уже давно. Но на самом деле это похоже на то, как весенняя вода прибывает и прибывает к запруде, подтачивает, размывает ее, пускает отдельные ручейки в обход. А потом — прорывает. Точно так же на Донбасской дуге медленно, но неотвратимо перемалывается забетонированная украинская оборона. И вот уже взят стратегически важный населенный пункт Попасная. Как говорят военные, произошел взлом оборонительной линии и дальше дело должно пойти живее. На другом краю, у острова Змеиный, ВСУ попали в настоящий «авиакотел» — Украина, стремясь сделать к 9 мая «показательный» жест и отбить остров, потеряла за пару дней 4 вертолета (три — с десантом), три бомбардировщика, истребитель, два десятка БПЛА, как минимум два катера (десантный и ракетный). Наше Минобороны говорит как минимум о 50 погибших здесь украинских военных — по крайней мере, на самом острове осталось 24 тела. Продолжаются бесконечные ракетные удары по инфраструктуре по всей территории. И это тоже имеет накопительный эффект — на каком-то моменте начнет «сыпаться» транспортное сообщение, снабжение энергоресурсами, связь. И можно было бы быстрее, но нельзя.
Почему нельзя, прекрасно объяснил Владимир Путин в своей речи на параде 9 мая: «Сегодня ополченцы Донбасса вместе с бойцами армии России сражаются на своей земле». Поэтому и нельзя оставлять выжженную землю (хоть все возможности есть) — потому что это своя земля, наша.
А чтобы понять, с кем сражаются ополченцы Донбасса и армия России, можно вспомнить всего два события начала мая. Засевшие в «Азовстали» украинские националисты предложили обменять мирных граждан на еду для себя. Тонну на 15 человек — по 66,6 кг за душу. Обменять своих же граждан, жителей Мариуполя, — не захваченных в заложники россиян, а тех, кого они якобы защищают от России, отдать России. Чтобы пожрать. И второе событие — Зеленский в ознаменование победы над фашизмом в своем официальном телеграм-канале выложил пламенную речь и подборку фотографий. На первой же — украинский нацист с шевроном 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». Пиарщики Зеленского спохватились через какое-то время и фотографию удалили. Но Интернет все помнит, к тому же украинское минобороны эту фотку со своей станицы убирать не спешит.
Так что фраза, над которой так любили потешаться наши «светлоликие» граждане, — «Можем повторить!» — обретает сейчас грозную реальность. Об этом же говорил 9 мая и Путин: «Обращаюсь сейчас к нашим Вооруженным силам и к ополченцам Донбасса. Вы сражаетесь за Родину, за ее будущее, за то, чтобы никто не забыл уроков Второй мировой. Чтобы в мире не было места палачам, карателям и нацистам».
Стоит, пожалуй, процитировать и еще одного «нашего» президента — Лукашенко. Обращаясь к народам стран Запада, он сказал: «Ваши политики сделали очень много, чтобы вы забыли, кому мир обязан освобождением от фашизма! Вторую мировую войну выиграл советский солдат!» В этом году попытки «забыть» и «переписать историю» были особенно яркими. В Германии украинский посол Мельник превзошел себя, вообще отказавшись хоть от капли здравомыслия. На вопрос: «Кто, по вашему мнению, освободил Берлин от фашизма?» — он ответил: «Украина». Запреты на символику Победы сыпались как из рога изобилия. И тем не менее люди выходили на пророссийские акции (в том числе «Бессмертный полк») по всему миру. Лидеры забега русофобов — власти Латвии — смели 10 мая утром бульдозером горы цветов, положенные к памятнику советскому солдату. Думали — победили. Но нормальные люди начали приносить цветы вновь.
Интересно, что именно искусственно насаждаемая в Европе из-за океана русофобия как раз Европу-то и раскалывает. Вот, например, на что обратил внимание спикер Госдумы Вячеслав Володин: «Европарламент выступил за глубокое реформирование Евросоюза. В числе одобренных решений — отмена принципа солидарного принятия важнейших решений. Иными словами, предлагается отказаться от права вето членов ЕС». Ситуация с введением антироссийских санкций расколола ЕС — не все государства готовы их вводить, а значит, их надо заставить. В результате, как пишет Володин, «пава голоса будут лишены миллионы жителей Европы. Их государства окончательно потеряют суверенитет». А вот китайская Global Times вообще пишет о том, что Запад не остановится на Украине и будет создавать кризис за кризисом по всему миру, так как нуждается в новых «врагах» и не потерпит существования чего-то «непохожего на себя». Китайцы, правда, оптимисты и считают, что за этим скрывается глубокий кризис возглавляемой Вашингтоном цивилизации, который приведет Запад к упадку. При этом США погибнет как государство. Тут могут быть разные мнения, но факт налицо: мир Россия меняет сейчас коренным образом.
Конечно, хочется и скорейших перемен внутри страны. Но и здесь ведь скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Однако есть и положительные примеры. Порадовал, как ни странно, Мединский, который на вопрос: «Будете ли вы поздравлять с Днем Победы украинских коллег по переговорам?» — наконец ответил четко: «Вот победим, тогда и поздравим». Большой театр тоже вот отменил намеченные на праздничные дни показы балета «Нуреев» прогрессивного режиссера Серебренникова. Доходит что-то потихоньку. Скрипит, трещит, кряхтит, но поворачивается к нам лицом, а не задом «культурная» избушка на курьих ножках.
Хочется быстрее. Страшно оттого, что медленно. Но ведь и правда — где-то быстрее просто нельзя, а где-то, стоит честно признать, мы просто не умеем. Значит, надо учиться, надо стараться, и да, ради победы — глобальной, а не только частной, а Украина это частный случай, — умалить личные «хотелки». В способности сделать это и кроется, кстати, разница между народом и «либеральной интеллигенцией».