В референдуме приняли участие 17% граждан. По мнению первого лица, он добился безусловного успеха. Теперь он может расширять преобразования. Тем не менее оппозиция, бойкотировавшая процедуру, сочла ее провальной, поскольку явка оказалась минимальной.
Для ответа на вопрос, успех это или неудача, следует рассмотреть траекторию инициатора проекта. Чтобы проанализировать побудительные мотивы, толкнувшие его на беспрецедентный шаг, надлежит совершить краткий экскурс в недавнюю историю этой державы.
В 1917–1920 гг. там свершилась масштабная народная революция, покончившая с диктаторским режимом Порфирио Диаса. В горниле катаклизма возникла Институционно-революционная партия (ИРП), доминировавшая почти 70 лет. Она подмяла под себя все структуры и институты общества. Периодически проводились выборы органов законодательной и исполнительной власти в центре и на местах. Все это делалось под неусыпным контролем ИРП. Оппозиция формально существовала в виде карликовых организаций, они не определяли погоду, а служили фиговым листком. Демократия была ограниченной и регулируемой.
Альфой и омегой модели являлось то, что президент называл своего преемника, как правило, из числа министров внутренних дел. Эта технология именовалась «dedazo». На русский язык выражение переводится как «указующий перст». Все ждали взмаха дирижерской палочки, остальное было делом техники. Кандидат автоматически получал единодушное одобрение на партийном съезде. Затем он становился главой государства. Электоральная машина функционировала без сбоев. Искомый результат достигался.
Так продолжалось, пока в октябре 1968 года не грянули студенческие волнения, жестоко подавленные с помощью силы. Эти события послужили для власти толчком к дозированной демократизации. Показателем сдвигов стал отход от принципа «указующего перста». Пионером нововведения являлся Эрнесто Седильо, избранный главой государства в 1994 году. В канун очередной кампании он впервые устранился от участия в отборе преемника. Это способствовало оздоровлению общественного климата.
В июле 2000 года произошло событие чрезвычайной значимости. На выборах победил 58-летний Фисенте Фокс, лидер альянса за перемены. Он добился убедительной победы над кандидатом от ИРП. Это знаменовало конец ее монополии на власть. В возникшей системе важная роль отводилась Федеральному избирательному институту (ФИИ). Он превратился в инстанцию, независимую от остальных ветвей власти. О его авторитете свидетельствует деталь парламентской кампании 2003 года. Руководство ФИИ оштрафовало партию на 48 миллионов долларов за нецелевое использование фондов в ходе баталий 2000 года.
Выборы 2006 года подтвердили наметившуюся тенденцию. В схватке за высший пост победил представитель правящей команды, одолевший с минимальным преимуществом выдвиженца Партии демократической революции (ПДР) А.М.Лопеса Обрадора. Страна оказалась разделенной на два лагеря по политическому и географическому признакам. Северный и центрально-западный регионы, более благополучные, предпочли консерватора. Избиратели центра, юга и юго-востока связывали надежды с конкурентом. Острые социальные проблемы оставались нерешенными. Это наглядно проявилось и в результатах выборов.
В 2018 году у руля правления оказалась левоцентристская коалиция «Движение национального возрождения», возглавляемая все тем же А.М.Лопесом Обрадором. Ветеран политических битв взял реванш за поражения как 2006-го, так и 2012 года, когда он вновь пришел к финишу вторым. Теперь же добился безоговорочного триумфа. Он медленно, не спеша продвигался к власти, извлекая уроки из предыдущих неудач. Президент остро чувствует не только элиту, подчас конфликтуя с ней по ключевым вопросам, теснее сближаясь с рядовыми гражданами, откликаясь на их нужды.
Победитель гонки предложил умеренную программу преобразований. Она включала защиту интересов широких слоев населения, искоренение коррупции, пронизавшей все общество, борьбу с преступностью, захлестнувшей страну, создание оптимальных условий для развития доступного образования для всех. Роскошную резиденцию главы государства Лос Пинос превратил в музей.
Лопес Обрадор проводит сбалансированную линию. Налаживает диалог с руководством США, укрепляет отношения с соседями, не скатывается к левому радикализму, любезно предоставил свою страну в качестве площадки для переговоров венесуэльской власти и оппозиции, находящихся длительное время в состоянии острейшего конфликта. Расширяет спектр контактов с государствами Азии. Расширяет взаимодействие с Россией во многих сферах.
В целом он продолжает курс на углубление и расширение демократии, позитивно встреченный общественностью. Глава государства уже пересек экватор. Но, видимо, у президента от бесспорных успехов закружилась голова, что толкает его на беспрецедентные поступки. Он провел референдум, не прописанный в Основном законе. Возникает резонный вопрос. Не пытается ли он возродить технологию «указующего перста» или нарушить Конституцию? Не исключено, что начнется принципиально иной этап развития. Окончательный ответ на этот судьбоносный вопрос способна дать только динамика последующей напряженной жизни этой державы.
Бесспорно одно. Нынешний глава государства не намерен двигать страну по пути никарагуанца Даниэля Ортеги, бесконечно продлевающего собственные президентские полномочия. Но это уже другая тема.