О желании посетить российскую и украинскую столицы Гутерриш заявлял давно. Всего через несколько дней после начала спецоперации РФ на Украине генсек признал ответственность ООН за то, что не удалось предотвратить боевые действия, однако последовательно призывал Москву и Киев к разрешению кризиса дипломатическим путем.
Неделю назад он вновь выступил с примиряющим посланием, говоря о необходимости «гуманитарной паузы» — хотя бы на период празднования православной Пасхи. Тогда же стало известно, что Гутерриш направил постоянным представительствам России и Украины при ООН письма с просьбами о встречах с руководителями обоих государств.
Российский и украинский визиты были достаточно оперативно согласованы. По словам представителя генсека Стефана Дюжаррика, в Киеве готовы принять Гутерриша 28 апреля. А двумя днями ранее он посетит Москву, что подтвердил и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Он же подчеркнул, что генсекретарь проведет переговоры с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, а также будет принят лично Владимиром Путиным.
Очередность визитов Гутерриша может иметь двоякое объяснение. С одной стороны, график во многом зависит от возможностей принимающей стороны.
С другой — и на этом акцентируют внимание зарубежные СМИ, — во время посещения Москвы Гутерриш, вероятно, надеется «выторговать» какие-нибудь уступки для Киева, чтобы уже к Владимиру Зеленскому прибыть, как говорится, не с пустыми руками.
Объяснение, казалось бы, логичное — по крайней мере, с точки зрения отношения Запада и Украины к кризису. Однако логика эта в сути своей весьма наивна. Российские представители уже неоднократно заявляли, что позиция Москвы четкая и неизменная, а выдвигаемые ею конкретные условия давно сформулированы и переданы украинским властям. В этом контексте ничего, кроме очередного неуклюжего «примирительного жеста», приезд Гутерриша означать не будет.
В то же время символизм визита генсека в Россию может лежать в иной области, впрочем, связанной непосредственно и с украинской ситуацией. Именно на 26 апреля Генеральная Ассамблея ООН запланировала заседание по поводу положения внутри Совета Безопасности организации. Речь, в частности, идет о праве вето, которым обладают постоянные члены Совбеза, включая, разумеется, и Россию (кроме нее этот статус имеют Великобритания, Китай, США и Франция).
Именно Совет Безопасности принимает принципиальные и обязательные к исполнению решения в рамках ООН. Неудивительно, что наличие права вето у «избранных» далеко не всем приходится по вкусу. Эту ситуацию и призвана частично исправить резолюция, проект которой был внесен на рассмотрение по инициативе Лихтенштейна.
Документ предполагает, что в случае ветирования некоего решения в СБ одним из государств Генеральная Ассамблея ООН получит возможность собираться в течение десяти дней после этого и требовать от постоянного члена, наложившего вето, разъяснений по проблеме.
Нетрудно догадаться, что принятие такой резолюции будет направлено в первую очередь на Россию, право вето которой связывает руки Западу на украинском направлении. Разумеется, под прицел попадает и Китай, чья политика также идет вразрез с американской и европейской. Потому в одобрении в ГА документа сомневаться не приходится.
Вопрос в том, сознательно или нет Гутерриш решил совместить свой визит в Россию и показательное заседание Ассамблеи. Зато абсолютно ясно, что такой фон для переговоров с Москвой не станет позитивным. Как, впрочем, не будет действенной мерой и очередная резолюция ООН.
Требование обязательных разъяснений по применению права вето лишь добавят проволочек и без того забюрократизированной работе организации, но не лишат постоянных членов Совбеза их привилегий (для этого придется поменять весь ооновский устав). Симптоматично, что проект резолюции активно поддержали США, сами имеющие возможность блокировать решения СБ. В Вашингтоне, очевидно, хорошо понимают, что реальной угрозы документ не несет.