19 апреля официальный Киев в очередной раз призвали к благоразумию. Минобороны РФ организовало для засевших на «Азовстали» боевиков националистических батальонов и иностранных наемников три гуманитарных коридора. Им предложено было выйти с запада — на улицу Шевченко, с востока — на проспект Победы, с севера — на улицу Таганрогскую. Где ждали колонны автобусов, машины для перевозки людей, «скорые», были организованы пункты питания и первичной медпомощи.
— Начало было объявлено в 12 часов, выход с 14 до 16 часов, — говорит Марат Баширов. — Но думаю, что никто из них не сложит оружие, не выставит белый флаг. У меня мало надежды на это. Там стоят загранотряды из националистов, которые не дают остальным выходить.
А сейчас еще пошла информация, что они сидят на наркотиках, специальных боевых химикатах. Это препарат, который вызывает сильное привыкание, отключает чувство физической боли. Если по истечению оговоренного срока они не выйдут с завода без какого-либо оружия и боеприпасов, промзону могут обрабатывать тяжелыми авиационными бомбами. Говорят, что мощная взрывная волна от них чувствуется даже в километре от места взрыва. Это взрывы чудовищной силы, такие бомбы способны пробить 6 метров бетонного перекрытия. А потом начнется зачистка.
— Представитель Народной милиции ДНР Эдуард Басурин ранее заявил, что специальные группы уже начали штурм «Азовстали».
— На северном участке «Азовстали» уже работают наши штурмовые группы. Они зашли на территорию завода и часть цехов была зачищена.
— Кто входит в эти штурмовые группы?
— Это бойцы, которые обладают навыками ведения боя в городских условиях. Мы знаем, что там работают чеченские подразделения, штурмовые группы Народной милиции ДНР, морские пехотинцы. Они действуют при поддержке тяжелой техники. То есть, идет танк, БМП. И там, где есть очаги сопротивления, особенно снайперские, их обрабатывает тяжелая техника.
— Пленные сообщили, что среди засевших на «Азовстали» много раненых.
— При мощном артобстреле всегда бывает много убитых и раненых. Сообщается, что уничтожена часть коммуникационных подземных коридоров и крупных галерей, по которым боевики и наемники могли перемещаться. Там построен целый подземный город, 24 километра коммуникаций. Те, кто там работал, говорят, что кое-где там можно ездить на КамАЗе.
— Периметр завода — 15 километров…
— Там огромная территория, на «Азовстали» были специальные автобусные маршруты, чтобы работники могли передвигаться между корпусами.
— Сколько там может находиться бойцов?
— Многие специалисты сходятся во мнении, что их там порядка 3 тысяч. Это также следует из допросов пленных, которые говорят, что там примерно 1,5 тысячи боеспособных бойцов и 1,5 тысячи раненых.
— Будут с их стороны предприниматься попытки прорыва?
— Отдельные группы под покровом ночи могут попытаться выйти с территории завода, как это было с 36-ой отдельной бригадой морской пехоты ВМС Украины, которая оказалась в окружении на территории комбината имени Ильича. Но вокруг «Азовстали», насколько я знаю, стоят несколько периметров защиты. Если им известен какой-то подземный ход, и им удастся проскочить через первый периметр, то их остановят на втором или третьем периметре защиты. За территорию «Азовстали» они вряд ли выйдут.
— Звучала версия, что при штурме могут быть использованы огнеметы.
— Речь, скорее всего, может идти о барических бомбах. Когда такая бомба взрывается, в помещении распыляется горючее вещество в виде аэрозоля, заполняет собой все пространство, а потом идет подрыв газового облака. Если станет понятно, что сверху все закатано, и националисты с наемниками не сдаются, — чтобы внутрь нашим штурмовым группам не спускаться, могут быть использованы такие барические бомбы.
— Поставлена задача как можно быстрее взять «Азовсталь»…
— Это понятно, потому что нужно высвободить силы для окружения Донецкого гарнизона. Если здесь «вэсэушников», националистов вкупе с иностранными наемниками было около 8 тысяч, то там — несколько десятков тысяч, говорят, чуть ли не 90. Это очень много. Понятно, что они еще перемещаются, поэтому цифры разнятся.
— Где содержатся те, кто сложил оружие и сдался в плен?
— Для этого могут создаваться специальные территории, где по периметру выставляется охрана. Может использоваться какая-то обычная производственная площадка, а сдавшиеся военнослужащие находятся внутри.
— В больницы Донецка и Луганска поступает много тяжелораненых боевиков «Азова» и «Айдара» (экстремистские группировки, запрещены в России). Персонал рассказывает, что хирурги обращаются к ним на «вы» и предпринимают все усилия, чтобы сохранить им жизнь.
— Клятву Гиппократа никто не отменял. Гуманные принципы надо распространять и дальше. Этим мы и отличаемся от них.