Целесообразность производства запчастей для самолетов Boeing и Airbus в России «МК попросил оценить авиаэксперта, руководителя интернет-портала AVIA.RU Романа Гусарова.
- Что-то, наверное, сделать можно. Но тогда вопрос встаёт: в каком количестве, в какой номенклатуре? Здесь надо понимать, что в самолёте тысячи различных изделий. Получается, мы хотим произвести всё? Причём и для Boeing, и для Airbus? Выходит, мы готовы организовать некий параллельный западному авиапром? Если мы хотим воспроизвести всё, то мы этого просто не сможем сделать.
- А если речь идёт о каких-то отдельных деталях?
- Отдельные сделать можно. Но как быть, если у самолёта начнут ломаться не эти «отдельные», а совсем другие детали, те, что мы не производим? То есть в любом случае самолёт может встать на стоянку. Значит, частично все это делать тем более не имеет смысла. Либо всё, либо ничего.
Кроме того, встает вопрос сертификации: как мы поставим не сертифицированные изделия на самолёт? Куда мы сможем летать на таких самолётах? Кто нам это позволит? Даже если мы эти запчасти самостоятельно сертифицируем, кто в мире это признает? Мы будем сертифицировать детали для Boeing и Airbus без участия самих этих фирм?
- Трудно представить, что нам такое позволят…
- К тому же эти самолёты принадлежат иностранным лизингодателям, которые, кстати, согласились у нас эти самолеты оставить. Они получают от нас лизинговые платежи, и до окончания их выплаты эти самолёты принадлежат им. Хотите сказать, что эти лизингодатели позволят нам ставить на свои самолёты что попало?
- То есть это мертворожденная идея? Но что же в таком случае делать?
- Выход только один: продолжать идти по пути импортозамещения и создания отечественных самолётов. Но главное – в ближайшее десятилетие нам обязательно нужно будет организовать поток запчастей и обеспечение ремонта того иностранного авиапарка, который у нас сейчас есть.
- Так как же организовать этот поток? Это возможно сделать только через третьи страны?
- Либо через третьи страны, либо всё-таки попытаться договориться. По лизингу самолётов многие западные компании уже назад повернули. Сначала сказали: все самолёты забираем. Но потом всё-таки подумали и разрешили их нам оставить. Не исключено, что тоже самое может произойти и по запчастям. В конце концов, рынок запчастей в мире огромный, и многие точно так же не хотят его терять. Так что, скорее всего, производители запчастей либо закроют глаза на их поставки нам через третьи страны, либо для этих лизинговых самолётов сделают исключение и разрешат поставку запчастей. В любом случае придётся договариваться. Но, что касается идеи производства запчастей у нас в стране, то она абсолютно бесперспективна.