Опросник, представленный Зеленскому главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен 9 апреля носит хоть и обязательны, но технический характер и являет собой лишь первый шаг — после уже поданной в феврале Киевом заявки на членство. Хотя в Европейской комиссии и говорили о том, что «экстренная» просьба Украины будет рассмотрена в срочном же порядке, уйти от стандартных бюрократических процедур все равно невозможно.
«Тот документ, который предоставила госпожа фон дер Ляйен, заполнен украинской стороной», — заявил вечером 17 апреля в телеэфире заместитель руководителя офиса украинского президента Игорь Жовква. По его словам, теперь очередь за Еврокомиссией, которая, изучив заполненный опросник, должна официально дать рекомендации Совету ЕС относительно выполнения Киевом Копенгагенских критериев союза. Сам Жовква сразу же сделал оптимистичный прогноз, выразив надежду, что «вердикт» Еврокомиссии будет в пользу Украины. «А дальше — мяч на стороне государств-членов Евросоюза», — отметил представитель офиса Зеленского.
То, что Еврокомиссия, вероятно, выступит на стороне Киева, — похоже, предрешено, неспроста Урсула фон дер Ляйен за прошедшие полтора месяца несколько раз заводила разговор о неизбежности украинского будущего в ЕС. Об этом она отдельно упомянула и при передаче Зеленскому опросника. «Мы с вами в ваших мечтах о Европе, — заявила она. — Уважаемый Владимир, мое сообщение ясное: Украина принадлежит к европейской семье. Мы услышали ваш запрос, громкий и четкий». Также она фактически сняла вопрос о пресловутой «приверженности» Киева идеологии ЕС, отметив: «Украина разделяет наши ценности. И, в силу нашего соглашения об ассоциации, уже тесно связана с союзом».
Проблемы для европейских амбиций Украины, впрочем, несмотря на бодрые заявления фон дер Ляйен и Жовквы, начнутся именно тогда, когда дело дойдет до законодательных институтов ЕС.
Деятельность Еврокомиссии как органа исполнительной власти носит в данном случае промежуточный характер, ее задача, говоря упрощенно, провести «первичную диагностику» на предмет принципиального согласия Киева с Копенгагенскими критериями.
Они в свою очередь обозначены весьма размыто: соблюдение демократических, правовых принципов, основных свобод, наличие рыночной экономики и готовность следовать общеевропейским нормам права. Главные же детали — акты, приводящие национальное законодательство к общему стандарту, определение обязательных к достижению экономических показателей и т. д. — станут предметом обсуждения уже на следующей стадии. Более того, даже в рамках соблюдения Копенгагенских критериев от страны, в частности, могут потребовать предоставить информацию о проживающих на ее территории меньшинствах (по любому признаку) и доказать отсутствие дискриминации по отношению к ним.
Немаловажно и то, что в Европе неоднократно заявляли: никакой ускоренной процедуры для приема в ЕС нет, и сложная ситуация, включающая боевые действия, в данном случае для страны-претендента не индульгенция, а, скорее, отягчающий фактор. Президент Франции Эмманюэль Макрон еще в марте открытым текстом сказал о том, что в текущей ситуации принятие Украины в Евросоюз выглядит нецелесообразным.
Подобная позиция опирается и на исторический опыт объединения. Как напомнил в разговоре с «МК» профессор Высшей школы экономики Владимир Зуев, Евросоюз за свою историю не отступал от правил принимать членов лишь после подтверждения соответствия всем критериям: «Ясно, что Украина и экономически, и политически на данный момент не отвечает этим требованиям. Потому ЕС в краткосрочной перспективе принять ее не сможет. Но и вовсе отказать в членстве Брюссель не в состоянии, так как уже дал обещание всячески поддерживать Киев, в том числе, и в его проевропейском движении. Выход из этой тупиковой ситуации, скорее всего, будет заключаться в том, что Евросоюз примет принципиальное решение о присоединении Украины, но срок фактического вступления будет отложен, путем установления переходного периода».
Эксперт отмечает, что подобные меры уже были использованы в свое время — как раз при заключении упомянутого фон дер Ляйен соглашения об ассоциации: «Как известно, Москва тогда возражала против немедленного вступления в силу договора, в той его части, что касалась экономики. Было много неурегулированных вопросов, в первую очередь, технических: если бы Украина сразу перешла на европейские стандарты, это существенно сказалось бы на ее торгово-экономических отношениях с Россией. ЕС в то время пошел навстречу, заключив соглашение с отложенным исполнением части, касающейся экономики, — на год позже. Сейчас отсрочка может быть и больше».
В то же время, в переходный период Брюссель, вероятно, будет активно помогать Киеву как на консультативном, экспертном уровне, так и на финансовом, чтобы решить насущные экономические проблемы Украины. Только после этого возможно действительно предметное обсуждение членства страны.
«Против немедленного вступления Украины в ЕС выступает достаточно много стран, поэтому перевод ситуации в режим ожидания, с параллельной помощью Киеву, будет компромиссным решением», — считает Владимир Зуев.
При этом на конъюнктуру внутри ЕС влияют многие изменчивые факторы. Если, например, Польша еще сравнительно недавно не относилась к числу наиболее активных сторонников членства Украины в союзе, то сейчас для нее на первый план вышли национальные соображения.
«Мы видим, что Варшава помогла украинцам больше всех, приняв до двух миллионов беженцев. Сейчас это вынужденная мера, однако польским властям важно понимать, что последует за этим. Если ЕС примет принципиальное решение о присоединении Украины, даже с отсрочкой, Варшава сможет сослаться на это, отправляя переселенцев на родину (после стабилизации ситуации). Поэтому поляки в Евросоюзе сейчас заинтересованы выступить в пользу намерений Киева. Если сказать «нет» украинской интеграции, то это приведет к еще большему хаосу», — подчеркнул эксперт.
Говоря же о долгосрочных перспективах, стоит отметить, что даже после положительного вердикта ЕК, и в случае принципиального (пусть и «отсроченного») согласия ЕС, окончательное вступление Украины в союз будет завязано на консенсус всех стран-членов объединения. А если среди них останутся несогласные, интеграция дополнительно затянется — до урегулирования уже сугубо внутренних противоречий в «общеевропейском доме».