МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперты оценили версии ЧП на борту крейсера «Москва»

Официальное заявление будет сделано, когда крейсер поднимут

Офицеры, мичманы и матросы с затонувшего гвардейского крейсера «Москва» продолжат службу в Военно-морском флоте. Об этом заявил Главком ВМФ России адмирал Николай Евменов на встрече с экипажем в Севастополе.

Фото: Global Look Press

О героическом пути флагмана Черноморского флота, какую роль играет личность командира на корабле, а также о версиях ЧП на борту «Москвы», мы поговорили с военными экспертами.  

«Считался флотской кузницей кадров»

— Крейсеру «Москва» — 39 лет, он хорошо поработал и на Советский Союз, и на Россию, оставил за кормой сотню тысяч миль. И погиб на боевом посту, — говорит военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин. — Самое главное, что экипаж спасся. Новый корабль мы построим, а подготовленные люди — от матросов до офицеров — у нас есть.

Крейсер «Москва» всегда считался флотской кузницей кадров.

— Многие, кто служил на крейсере, стали адмиралами. Крейсерская школа — это «высший пилотаж». Без крейсера «Москва» не обходилась ни одна военная кампания. Это касается и пятидневной войны в Грузии, и «крымской весны», и прикрытия Авиационной группы ВКС России в Сирии. И различных знаковых походов, как, например, через Индийский океан во Владивосток. Не случайно же крейсер в 2016 году получил орден Нахимова. Это был один из самых вооруженных кораблей в мире, и по ракетной составляющей, и по артиллерии.  

В ночь с 13 на 14 апреля в результате пожара и взрыва корабль получил серьезные повреждения. Украинская сторона заявила, что крейсер был атакован двумя противокорабельными ракетами «Нептун».

— Я версии Украины комментировать не буду, идет информационная война, — говорит Василий Алексеевич. — Что явилось причиной пожара — будет разбираться комиссия. Да, был пожар, была детонация. Я вспоминаю, как в августе 1974-го на Черноморском флоте погиб большой противолодочный корабль «Отважный». Во время учений флота одна из зенитных ракет запустилась в маршевый двигатель, не вышла и взорвалась.

Это привело к возгоранию и взрыву еще 15 ракет в погребе боезапаса №8. Начался пожар. В бортовой обшивке корабля образовались две пробоины, через которые стала поступать забортная вода. «Отважный» погрузился в Черное море кормой без опрокидывания. После борьбы за непотопляемость и живучесть из 287 человек на борту — 24 погибли (19 матросов и пять курсантов Высшего военно-морского училища).

— Обсуждается версия, что к гибели крейсера «Москва» могут быть причастны боевые пловцы — военные водолазы.

— Вы представляете ситуацию, когда бушует 6-балльный шторм и плывет боевой пловец? В мирное время, а тем более когда идут боевые действия, осуществляется задача противодиверсионной обороны. Когда мы были в Средиземном море, постоянно кидали за борт гранаты, а это все — идет детонация, боевой пловец, как рыба, которую оглушили, — всплывает. Идет работа. В данном случае возникает вопрос — какие в том районе могли быть боевые пловцы, когда у украинской стороны не осталось никаких плавсредств? Даже если у них и был морской спецназ, все силы, я думаю, сейчас брошены на сухопутный фронт.

Не верит в версию с боевыми пловцами и подводник, главный редактор сайта подводников «Автономка» Александр Викторов.

— Боевые пловцы действуют в основном в прибрежных зонах, либо — с корабля, который находится недалеко от цели. Как я понял, крейсер «Москва» не лежал в дрейфе, находился в движении. Сложно представить, чтобы боевой пловец мог догнать на ходу корабль. Кроме того, на корабле проводятся специальные противодиверсионные мероприятия. Особенно если корабль стоит на якоре или лежит в дрейфе. Это прописано в корабельном уставе.

Эксперты вспоминают еще один случай. 29 октября 1955 года на севастопольском рейде от внешних взрывов затонул линкор «Новороссийск». Тогда выдвигались две основные версии: сработали донные немецкие мины и произошла диверсия. Корабль стоял на бочке №3 около Госпитальной стенки Севастопольской бухты. Ночью, под корпусом корабля, с интервалом в 30 секунд, раздались два взрыва. Многие исследователи до сих пор уверены, что это дело рук итальянских подводных диверсантов.

Дело в том, что ранее этот линкор назывался «Джулио Чезаре». Корабль считался гордостью итальянского флота. После окончания Второй мировой войны он был передан по репарациям Советскому Союзу и был переименован в «Новороссийск».

В годы войны в портах Крыма базировался итальянский отряд подводных пловцов «Дечима МАС». 10-й флотилией штурмовых средств командовал «черный князь» Валерио Боргезе. Он и многие итальянские националисты никак не могли смириться, что «Джулио Чезаре» ходит под советским флагом. Князь Боргезе поклялся отомстить за бесчестие и взорвать линкор. Как считают исследователи, в операции были задействованы восемь итальянских боевых пловцов, которые и установили заряды на киль корабля.

Есть и приверженцы версии о донных немецких минах. После трагедии в том районе было обследовано дно. Водолазам удалось обнаружить 17 донных мин, три из которых находились в ста метрах от бочки №3 около Госпитальной стенки, где и стоял «Новороссийск».

«Большую роль играет личность командира»

В свою очередь, военный эксперт Василий Дандыкин напоминает, что украинские ВМС установили около своих черноморских портов 420 якорных мин.

— Часть из них оторвались от якорей и пустилась в свободное плавание. Какие-то из них вполне могли оказаться рядом с крейсером «Москва». Когда идет волна в несколько метров, мину заметить очень сложно. Штормовое море отнюдь не бирюзового цвета, а черное, как, впрочем, его и назвали.  

Подводник Александр Викторов тоже считает эту версию вполне рабочей.

— Военным ведомством было сделано заявление, что главное ракетное вооружение не повреждено. Оно стоит по бортам крейсера. Исходя из этого, можно предположить, что взрыв был все-таки снизу. 

Эксперт напоминает, что при любом пожаре, который случается в районе арсенала, существует четкая схема: затапливаются погреба с боеприпасами, крен отсеков выравнивается контрзатоплением.

— Военные моряки обычно до последнего борются за живучесть корабля, не жалея живота своего. Раз экипаж был эвакуирован, значит, ситуация была очень серьезной.

Василий Дандыкин подтверждает, когда уже нет возможности бороться за живучесть корабля, принимается решение по эвакуации.

— Здесь большую роль играет личность командира, его ответственность за все происходящее. Важно, что удалось спасти весь экипаж. Он был эвакуирован на находившиеся в районе корабли Черноморского флота. А на том же линкоре «Новороссийск» в 1955 году потеряли 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.

На тематических форумах и в соцсетях обсуждают версию, что пожар и взрыв боезаряда на крейсере «Москва» могли произойти из-за попадания в него подводного дрона.

— Темой подводных дронов — беспилотных подводных аппаратов, которые могут работать под водой без присутствия человека — занимаются и американцы и в какой-то степени мы. Локально их использовать проблематично. Классический пример подводного дрона — это ракета-торпеда «Посейдон».  Даже если не будет государства, она дойдет туда, куда ей будет сказано. Меньше одного процента — за то, что эта версия с подводным дроном в случае с «Москвой» верна. Под водой работать все-таки тяжело. И притом Черное море — довольно специфическое. Я бы обратил внимание общественности на намерение Британии поставить на Украину противокорабельных ракет «Гарпун» («Harpoon»), хотя, конечно, маловероятно, что они на это решилась. 

«Потеря остойчивости — целая наука»

Также в соцсетях активно обсуждается версия использования против крейсера «Москва» подводной лодки типа М — «Малютки».

— Насколько она состоятельна?  

— У Украины таких лодок точно нет, — говорит Василий Дандыкин. — Помните, как в фильме «Особенности национальной рыбалки» на этой лодке ребята ходили забирать у финна водку, которую они оставили. Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» были у нас на вооружении еще в советское время. В этом фильме их рассекретили. Использование этих лодок украинской стороной исключено.

Эксперт напоминает, что у Украины была одна-единственная дизель-электрическая подводная лодка «Запорожье» проекта 641, которая находилась долго в ремонте, а теперь стоит в Южной бухте Севастополя. Морально и технически устаревшая, она уже не может использоваться как боевая единица.

— Лучше придумать версию, что они подобрались к крейсеру на подводном велосипеде, — иронизирует капитан первого ранга Василий Дандыкин.

По мнению подводника Александра Викторова, не стоит сбрасывать со счетов и чисто человеческий фактор.

— У каждого ЧП бывает «своя фамилия, имя, отчество и должность». На флоте проводится боевая подготовка. Но по интенсивности она все равно не сравнится с ведением боевых действий.

Была надежда, что флагман Черноморского флота все-таки удастся спасти. Крейсер «Москва» сохранял плавучесть, очаг возгорания удалось локализовать. Но, по сообщению Минобороны России, 14 апреля крейсер затонул при буксировке во время шторма.

— Черное море — очень коварное. Там бывают такие шторма, что корабли напополам переламываются, — говорит Василий Дандыкин.

Александр Викторов, в свою очередь, вспоминает роман Алексея Новикова-Прибоя «Цусима». Там описывается, как у эскадренного броненосца «Ослябя» после попадания в него снарядов в районе ватерлинии, была нарушена остойчивость.

— Броненосец имел сильный дифферент на нос. Кренился на левый борт, пока не лег на него. А затем перевернулся и затонул. Потеря остойчивости — способности противостоять крену, когда смещается центр тяжести, это целая наука. Я считаю, что крейсер «Москва» нужно было сажать на мель, все-таки Черное море — не самое глубокое.

Василий Дандыкин напоминает, что корабль для моряков — дом родной.

— Когда ты с ним сживаешься, становишься частью этого организма. И, конечно, потеря крейсера — это большая трагедия. Версий, почему возник пожар на корабле, можно выдвигать сколько угодно. Надо дождаться официального заявления. Я думаю, что это будет сделано, когда крейсер поднимут. Так или иначе, придется снимать боезапас. Но это будет потом, когда мы победим. А сейчас самое главное — не подвергаться унынию. У той же Украины флота нет, а у нас он есть.

Капитан первого ранга запаса напоминает, что служба на боевом корабле, где масса всякого оружия, подразумевает риск. Тем более когда ведутся боевые действия.

— Кто идет на флот, это отлично понимают. Это на параде все стоят в белой форме, в белых перчатках. Но жизнь состоит в основном из будней, на самом деле — это суровая, тяжелая, сермяжная, порой рутинная работа.

Читайте также: Названы варианты усиления Черноморского флота после потери крейсера "Москва"

Лица моряков затонувшего крейсера "Москва": кадры из Севастополя

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах