Черноморский флот лишился флагмана, и это, безусловно, большая потеря. Особенно тяжело переживают военные моряки, ветераны флота. Так, адмирал Владимир Комоедов на просьбу дать комментарий сказал: «Я в глубочайшей печали и не хочу давать никаких комментариев».
Очень переживает ситуацию адмирал Игорь Касатонов, который в свое время много сделал для спасения Черноморского флота после развала Союза. Он тоже, как рассказал его сын Кирилл Касатонов, воздерживается от любых комментариев.
Потерю крейсера широко обсуждают в социальных сетях. Так, политолог Дмитрий Евстафьев в своем Telegram-канале «Профессор смотрит в мир» написал: «Главный результат гибели крейсера «Москва» при всей трагичности и общенациональной боли - это то, что вместе с кораблём утонула «партия мира».
«А крейсер мы новый построим, - считает Евстафьев. - И пусть он называется, как положено крейсеру в России - «Слава». Имя «Слава» политолог вспомнил не случайно: именно так вначале назывался ракетный крейсер «Москва».
Об истории корабля и о том, что он значит для Черноморского флота, «МК» рассказал военный эксперт капитан 1 ранга в запасе Василий Дандыкин:
- Я встречал «Славу» лейтенантом в Севастополе в 1982 году, когда он пришел с Николаевской верфи на Черноморский флот. Это первенец проекта «Атлант». По тем временам - прорыв в военном кораблестроении. На борту - противокорабельные ракеты, зенитный комплекс С-300 - «Форт». Это впечатляло.
Судьба у корабля сложная. Да, 39 лет службы — это многовато.
Кстати, есть некая мистика с кораблями под таким именем. Вы же знаете, моряки — народ достаточно суеверный. Так вот, до Великой Отечественной был такой корабль на Черноморском флоте - лидер «Москва». Он погиб вместе с экипажем 27 июня 1941 года при атаке румынской Констанцы. Румыния была союзником фашистской Германии.
После войны был еще такой противолодочный корабль «Москва». Его имя как раз и передали ракетному крейсеру «Слава». На нем случился в советское время грандиозный пожар, и он надолго вышел из строя. Позже корабль списали и в честь него переименовали «Славу». В какой-то степени мистика присутствует.
Имя «Москва» крейсеру присвоили не случайно. С ним была целая эпопея в 90-е годы. Его тогда всем миром спасали. Мне довелось писать о проблемах его ремонта в Николаеве после развала Союза. Статья вышла в одной из центральных газет с таким заголовком: «Москву» поставили к стенке».
Дело в том, что у российского военного ведомства тогда не было денег, чтобы расплатиться за ремонт крейсера на украинской верфи. Получились по тем временам миллиарды рублей. Помог мэр Москвы Юрий Лужков. Деньги Москвы практически спасли крейсер. Это был 1995 год. Тогда-то и было принято решение вместо списанного противолодочного корабля «Москва» присвоить его имя ракетному крейсеру «Слава». И город Москва взял шефство уже над этим кораблем.
Черноморскому флоту нужен был флагман. Ракетный крейсер был единственным кораблем первого ранга, после того как был списан большой противолодочный корабль «Керчь». Кстати, списали после пожара.
Я сам служил на крейсере, правда, на более старом - «Адмирал Ушаков», и могу сказать, что пожар — самое страшное, что может быть на надводном и подводном корабле. Не случайно при тренировках экипажей постоянно уделяется внимание пожаровзрывобезопасности. У нас на крейсере был локальный какой-то пожарчик, так буквально весь Черноморский флот в бухте собрался на помощь.
- Минобороны сообщило, что экипаж удалось эвакуировать.
- Да, слава богу, что с крейсера всех ребят сняли. Это очень важно, потому что экипаж — самое главное. Железо построят. Люди на крейсере служили подготовленные. Это всегда был один из лучших экипажей на Черноморском флоте. Из тех, кто на нем послужил, многие адмиралами стали.
За 39 лет корабль за кормой оставил сотни тысяч миль. Крейсер не вылезал из морей и океанов, в том числе до Владивостока доходил, ходил в Тихий, Индийский океаны, Атлантику. Участвовал в операциях в Грузии, Сирии. Недавно крейсер наградили орденом Нахимова. Просто так ордена не дают.
- Какие уроки надо извлечь?
- Для моряка потеря флагмана - это огромная боль. Сейчас такой фонтан страстей, особенно у людей, которые к флоту отношения не имеют. У нас же от любви до ненависти — небольшое расстояние. К сожалению, это так.
Многие говорят: мол, как можно было один корабль посылать. Крейсер, конечно, был не один. Там группировка кораблей, вспомогательные силы. Это, кстати, помогло 450 человек эвакуировать, причем в сложных штормовых условиях. Если бы шторма не было, его бы дотащили до Севастополя.
Тем не менее выводы обязательно должны быть сделаны. В причинах разберутся. Надо всем экипажам настороженность проявлять.
Техническое состояние корабля могло иметь значение. То, что ему 39 лет. Да, три года назад был ремонт. В Севастополе делали по необходимости. Но, скорее, не капитальный, а текущий.
Черноморский флот обязательно получит новый флагман. Думаю, разберутся, что это будет за корабль. Наверное, один из фрегатов 1 ранга, которые сейчас строятся.
Те силы, которые сейчас есть у Черноморского флота, они свои задачи по блокированию и остальные задачи, которые будут поставлены, обязательно выполнят. Естественно, с учетом определенных оргвыводов.
Читайте также: "Затонувший крейсер «Москва» повторил судьбу двух других флагманов Черноморского флота"