С началом военной спецоперации на Украине интенсивность личных контактов Владимира Путина с иностранными коллегами резко снизилась. Если с 1 января по 24 февраля президент провел встречи с 10 лидерами зарубежных стран, то за последние полтора месяца только с тремя — Александром Лукашенко, израильским премьером Беннетом и теперь уже бывшим премьер-министром Пакистана Имре Ханом. На фоне угасания офлайн-формата активизировалась телефонная дипломатия: за тот же срок президент провел 60 (!) международных разговоров. Чаще других ВВП созванивался с президентом Франции Эмманюэлем Макроном (9 раз) и канцлером Германии Олафом Шольцем (7 раз).
Австрийский канцлер до последнего момента держался в тени своих более опытных европейских коллег. Он не только никогда не встречался с Владимиром Путиным, но даже не разговаривал с ним. Однако удивляться внезапному визиту Карла Нехаммера в Москву все-таки не следует. Австрийский канцлер вообще фигура непостоянная: с 2000 года этот пост занимали 11 человек, в прошлом году портфель переходил из рук в руки трижды, пока 6 декабря не попал к Нехаммеру. А вот отношения с самой Австрией у России давние, прочные (достаточно упомянуть самый долгосрочный в Европе газовый контракт, заключенный аж до 2040 года) и благодаря нейтральному статусу стабильно хорошие и местами даже доверительные. Например, ключевым гостем прошлогоднего Петербургского экономического форума, который официально считается «путинским», был тогдашний глава австрийского правительства Себастьян Курц.
Для Владимира Путина визит Нехаммера — это возможность узнать и «прощупать» новое лицо в европейской политике. Еще раз в деталях рассказать о причинах, заставивших Россию начать боевые действия на Украине, и преследуемых в ходе операции целях. А также поговорить по-немецки. Если канцлер не привез какие-то секретные предложения, согласованные на уровне ЕС (что вряд ли), или послание от Владимира Зеленского (что тоже маловероятно, хотя до конца исключать нельзя с учетом недавнего визита Нехаммера в Киев), то обсуждать по украинской тематике российскому и австрийскому лидерам по большому счету нечего. Стороны, как говорят дипломаты, могли только «обменяться мнениями по существу вопроса».
Сам Нехаммер перед визитом подчеркивал, что хотя Австрия нейтральна в военном плане, у нее есть принципиальная позиция: «Необходимы гуманитарные коридоры, прекращение огня и полное расследование военных преступлений». По первым двум пунктам Путин уже неоднократно давал разъяснения зарубежным коллегам. Коридоры, по версии Москвы, часто не работают из-за противодействия ВСУ. А прекращения огня можно добиваться путем переговоров, которые после Стамбула, судя по всему, застопорились. (Делегации не встречаются, а представители украинских властей публично заявляют о намерении воевать до 2035 года). Что касается военных преступлений (а канцлер Австрии 9 апреля побывал не только в Киеве, но и в Буче), то можно предположить, что Нехаммер постарался выяснить у Владимира Путина, как он видит организацию международного расследования массового убийства мирных жителей, в котором Украина обвиняет российских военных, и чьи экспертные заключения могут иметь значение для Кремля. Напомним, что Дмитрий Песков неоднократно заявлял, что Москва не против расследования. Но оно должно быть «независимым» и «беспристрастным».
Еще одна тема, имеющая большое значение, как для Москвы, так и для Вены — это газовые поставки. После того, как Владимир Путин объявил о переводе расчетов с покупателями из недружественных стран в рубли, ЕС публично отказался от предложенной схемы и оказывает давление на колеблющихся. (Например, на Венгрию и Словакию). Австрия свое отношение к «рублефикации» поставок официально не объявляла. Однако, по словам Нехаммера, отказаться от российского газа страна в обозримой перспективе не сможет. Его доля достигает 80%. А выхода к морю, где, как в Германии, можно было бы построить терминал по приему СПГ, у Австрии нет. От Владимира Путина канцлер, по всей видимости, надеялся получить гарантии, что предложенная схема расчетов не нарушает условий контракта и не противоречит санкциям ЕС: эти доводы нужны Нехаммеру для дискуссий с коллегами. Российские чиновники необходимые аргументы для президента уже заготовили. Вице-премьер Александр Новак на днях выразил уверенность, что ознакомившись с ними, все страны будут рассчитываться за российский газ в соответствии с новым механизмом.