Очень надеюсь, что все-таки не точно. Я убежденный последователь философии агностицизма — философского учения, согласно которому мир в принципе непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей.
Американские генералы — это ведь тоже люди, правильно? А раз так, то их прогнозы не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. Однако сбросить оценку Марка Милли со счета как его хотелку (могут ли хотеть чего-то подобного даже американские генералы?) или милитаристскую фантазию тоже не получается. Прогнозы по поводу возможной длительности военной спецоперации России на Украине пусть делают профессионалы в этой сфере. Но вот то, что чреватый скатыванием к военной конфронтации конфликт в Европе будет длиться годы, — к гадалке не ходи.
Семь лет тому назад известный российский экономист Владислав Иноземцев сделал весьма иронично звучащий сегодня прогноз: «Сегодня война выглядит... бессмысленной и экономически контрпродуктивной. Как и прежде, миру потребуется еще несколько лет, чтобы полностью освоиться с этой новой реальностью, перестать увлекаться Макиавелли и Шмиттом, перечитывать книги Хаусхофера и Макиндера.
Война еще долго будет продолжаться на периферии зон влияния великих держав, но сами они (те, что захотят остаться великими и в новом тысячелетии) все больше будут становиться приверженцами — и бенефициарами — распространяющегося пространства мира».
Европа — это точно «периферия зон влияния великих держав»? Если учитывать географическую удаленность этого региона мира от Китая и США, то, возможно, да. Но если рассуждать в привычных геополитических категориях и рассматривать Европу как центр (или по меньшей мере один из центров) мира, то приведенный выше прогноз точно нуждается в переосмыслении и «уточнении». В 2021 году новый президент США Джо Байден пытался сделать лозунгом дня «деэскалацию». Увы, «международный эскалатор» заработал прямо в противоположном направлении. Лозунгом 2022 года является даже не постоянно нарастающая эскалация, а постоянно нарастающее остервенение.
Вот, например, выступает премьер-министр Польши Тадеуш Моравецкий: «На последнем Европейском совете мы предложили также санкции в отношении всех членов партии «Единая Россия» — партии Путина. Не только он ответственный — все несут ответственность».
Персональные санкции против двух с лишних миллионов человек, каждого из которых еще надо проверить на наличие партбилета? Интересно, как именно Тадеуш Моравецкий видит осуществление этой идеи на практике — особенно учитывая то, что параллельно он предлагает закрыть въезд в ЕС для всех граждан РФ без разбора?
Но считать премьера Польши просто злобным фриком я бы не стал. Американцы старательно душат Россию, но оглядываются при этом на свое чувство самосохранения. Закусившие удила традиционные «заклятые друзья Москвы» из Восточной Европы несутся вперед, не оглядываясь ни на что.
О чем думали польские лидеры, выдвигая идею ввода «миротворческих сил» НАТО на Украину? О чем думают литовские лидеры, играя с идеей сухопутной блокады Калининградской области? Известно о чем — сначала вдарим и что-то такое сотворим, а потом будем думать о том, стоило ли это делать. И ведь воспаленные мозги политиков не остужаются, а приходят в еще более воспаленное состояние. Каждая новая неделя приносит для этого все новые и новые информационные поводы. Информационный (или дезинформационный) повод этой недели — инцидент в Буче.
Все предложения Москвы — давайте сначала разберемся, что там на самом деле произошло, — отвергаются Западом с порога. «Вердикт суда» (хотя суда никакого не было) уже объявлен и обжалованию не подлежит. Вот как последствия такого хода событий описал в своем телеграм-канале ведущий российский эксперт по санкциям Иван Тимофеев: «Инцидент в Буче превращается в триггер для дальнейшей эскалации конфликта России и Украины. Он выводит на новый уровень и раскол между Россией и Западом.
Достижение каких-либо компромиссов становится крайне сложным, если вообще возможным. Стороны готовы дожимать друг друга до конца. СМИ разгоняют радикализм общественного мнения...
Инцидент приведет к расчеловечиванию российского общества на Западе. Теперь это может быть не просто «культурой отмены», а нечто близким к расизму. Расчеловечивание — известный спутник военных конфликтов. СМИ и социальные сети усиливают его энергетику».
Это теория. А вот практика. Живущий в Лондоне известный блогер Дмитрий Гололобов о том, каково сейчас быть русским в Великобритании: «Пока еще не совсем страшно: одного просто пнули, другого обматерили, третьему написали угрожающий пост, четвертого аккуратно поперли с работы, на пятого написали жалобу, что он «русский террорист».
Но уже были случаи, когда в школах избивали детей за то, что они говорят по-русски. При этом зачастую жертвами становятся люди, выехавшие из страны десятки лет назад и не только не голосовавшие за Путина, но даже и не голосовавшие за Ельцина». Конфликт становится глобальным. Конфликт все больше взламывает двери частного пространства, как бы ты его ни оберегал.
Верните меня, пожалуйста, обратно хоть куда — даже в момент начала пандемии в 2020 года. Неужели там тогда всерьез казалось, что это и есть конец света?