Первым о сдаче морпехов в своем Telegram-канале сообщил главы Чечни Рамзан Кадыров. Появилось видео с пленными. Позже еще одно - депутат Госдумы Адам Делимханов беседует с украинскими военнослужащими.
«Я рад, что вы приняли правильное решение, - обратился он к украинским военным. - Дальше воевать вам бессмысленно. Вы давали присягу украинскому народу, но мы пришли сюда не против народа Украины, а против нацистов и тех шайтанов, которые так же у нас в Чечне убивали мирных людей. И мы будем уничтожать их здесь».
Украинским морпехам гарантировали, что никто не причинит им вреда, а отношение к ним будет в соответствии с международным правом.
Военный эксперт капитана 1 ранга Владимир Дандыкин рассказал, что могло побудить военнослужащих элитного подразделения сложить оружие.
- Так случилось, что я был в Севастополе в то время, когда формировались соединения морской пехоты Украины. Это случилось еще в далеком 1993 году, когда я сам служил на Черноморском флоте. Помню, зашел в один из батальонов морской пехоты в Перевальном, сформированный на базе бывшей бригады морской пехоты Черноморского флота. Мое внимание привлекло, что мотивация и ценности у них уже тогда были в пользу бандеровщины.
У замполита батальона были диски с песнями о Степане Бандере, он говорил, что это подарки из Канады. Также у всех уже было серьезное оснащение и вооружение. Это было одно из самых элитных подразделений наряду с воздушно-штурмовыми частями ВСУ.
Когда случилась "крымская весна", наиболее мотивированной и чуть ли единственной частью ВСУ, которая почти в полном составе ушла на Украину, стал батальон морской пехоты, который дислоцировался в Феодосии. В 2014-2015 годах они участвовали в боях на Донбассе, где наряду с нацистскими батальонами демонстрировали крайнюю жестокость по отношению к мирному населению.
Можно смело утверждать, что 36-я бригада морской пехоты - это одно из самых боеспособных соединений, наряду с тем же «Азовом» (признан экстремистским, запрещен на территории РФ. - «МК»), заточенное на бои в Мариуполе и на Донбассе. То, что сейчас остатки этого батальона сдались в плен, говорит о боевом и моральном надломе группировки. Это очевидно.
- Они сдались понимая, что дальнейшее сопротивление бессмысленно?
- Я думаю, они поняли, что никто их вызволять не будет. И, наверное, еще повлиял тот факт, что украинские вертолеты, которые прилетали эвакуировать боевиков из Мариуполя, были сбиты. Возможно, среди тех, кого пытались вывезти, были какие-то высокопоставленные наемники либо иностранные инструкторы, история об этом умалчивает. Но морпехи поняли, что спасать будут только тех, кого надо спасти. Говорят, что потери в мариупольском «котле» у ВСУ огромные. А ведь сосредоточенные там украинские силы были самыми мотивированными и подготовленными. На мой взгляд, для России это не просто огромная моральная победа, это еще и удар по боевому составу Украины. Киеву уже в пору объявлять траур.
- Психологическое воздействие, которое оказывалось на ВСУ — призывы сложить оружие, листовки - сыграло какую-то роль?
- Безусловно. Это необходимый элемент контрпропагандистской работы. Также сыграло роль и общение с родственниками. Все в совокупности.
- Стоит ожидать, что другие подразделения ВСУ, по примеру 36-й бригады морской пехоты, начнут сдаваться в плен?
- Думаю, да. Следующей будет группировка, которая находится на донецком фронте, куда сейчас перебрасываются наши войска. Но это будет уже другой «котел» с гораздо большим количеством людей.