Ежегодные декларации о денежных доходах, имуществе (земле, жилье и транспортных средствах), находящихся в собственности или пользовании, а также о крупных покупках президент, премьер-министр и министры, сотрудники администрации президента, депутаты Госдумы, сенаторы и прочие «лица, занимающие государственные должности РФ», как и армия федеральных и муниципальных чиновников, должны сдавать не позднее 1 апреля.
Одновременно в обязательном порядке сдаются декларации супруг (супругов) этих должностных лиц и их не достигших 18-летнего возраста детей. После обработки сведения из деклараций частично предъявляются широкой публике, и с ними можно ознакомиться на сайтах соответствующих органов власти, структур и ведомств.
К утру 1 апреля, сообщил спикер Госдумы в своем телеграм-канале, выполнили требования закона «О противодействии коррупции» и других антикоррупционных документов 443 из 450 депутатов. Вячеслав Володин попросил тех, кто ещё не отчитался, «сдать декларации в срок». Напомним: несдача в срок деклараций грозит депутатам лишением мандата. А вранье в декларации или неполнота представленных сведений - нет, не грозят.
К вечеру 1 апреля спикер сообщил: декларации сдали все до одного!
Одновременно г-н Володин попросил не верить звучащим, по его словам, «в последнее время» заявлениям о том, что «сведения о доходах и имуществе депутатов Государственной думы в этом году публиковаться не будут». Это не так, предупредил спикер: «речь идёт об исполнении нормы федерального закона о статусе депутата, она действует. Изменения не вносились.»
Г-н Володин не стал уточнять, откуда пошли слухи о том, что декларации в этом году в связи с чрезвычайными обстоятельствами публиковаться не будут. А слухи эти, надо заметить, были не совсем уж беспочвенными.
Дело в том, что 5 марта 2022 года депутат Владислав Резник («ЕР») внес в Госдуму законопроект, который предлагал ровно это: не публиковать декларации должностных лиц разных уровней, чиновников федеральных и муниципальных, руководства Пенсионного фонда, ФОМСа, ФСС, Центробанка и госкорпораций, если сами эти граждане или органы (структуры), в которых они работают, попали под «меры ограничительного характера», то есть санкции.
Одновременно депутат предложил разрешить не публиковать и сведения о расходах вышеуказанных лиц: они, их супруги и малые дети, как известно, одновременно с декларациями о доходах и имуществе обязаны подавать сведения обо всех приобретениях земли и прочей недвижимости, акций и других ценных бумаг, если общая сумма покупок семьи за год превысит её задекларированный доход за три предшествующих года, и объяснять источники средств на эти покупки.
В пояснительной записке г-н Резник объясняет: всё - ради защиты «прав и законных интересов граждан в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций». По его мнению, запрет на публикацию сведений из деклараций поможет «предотвратить возможность использования» этих сведений «для оказания давления и (или) воздействия на представляющих эти сведения лиц и членов их семей». Одновременно предлагается запретить предоставлять информацию из деклараций по запросам СМИ.
Целям антикоррупционной политики государства это не будет препятствовать, уверяет автор законопроекта: декларации подавать работодателю (нанимателю) все обязанные делать это будут по-прежнему обязаны, контроль за ними по-прежнему будет осуществляться соответствующими антикоррупционными комиссиями и правоохранительными органами (если потребуется)…
Трудно сказать, что ещё могут узнать в недружественных странах или международных организациях из опубликованных в очень усеченном виде деклараций такого, чего там давно уже не знают.
Во-первых, сведения о расходах, то есть крупных покупках и источниках средств на них ни в отношении депутатов, ни в отношении других должностных лиц в России не публикуются вовсе.
Во-вторых, даже то, что публикуется, не позволяет сделать вывод почти ни о чем. Доходы предъявляются в виде общей суммы в рублях, без указания на их источники, а о количестве счетов, о том, в каких они банках, вообще ничего не говорится. Имена супругов и детей не сообщаются. О недвижимости сообщается лишь то, какого она вида (земля, сарай, баня, трубопровод, дом, квартира, часть участка, квартиры или дома), в какой стране она находится - без указания региона, и её площадь. О транспортных средствах - лишь марка, но не год выпуска, что для оценки стоимости тоже важно.
Иметь счета (вклады) в зарубежных банках и хранить в этих банках деньги и прочие ценности всем обязанным сдавать декларации должностным лицам и так давно уже запрещено, с 2020 года этот запрет закреплен и в Конституции. А что касается зарубежной недвижимости - её иметь можно, ни Конституция не запрещает, ни прочие российские законы.
Если же говорить о Госдуме, то весной 2021 года, скажем, о наличии домов, участков или квартир за рубежом заявили семьи 20 депутатов из фракций «ЕР», КПРФ, ЛДПР и «СР». После выборов сентября 2021 года депутатами остались 12 из них. Самой популярной в смысле вложений в недвижимость, если судить по декларациям, была Испания: дома или квартиры там были у четырех семей народных избранников, то есть или у них самих, или у их жен (мужей). Ещё упоминались объекты недвижимости в Финляндии, Италии, на Кипре, в Болгарии, Швейцарии, Великобритании, Латвии, Грузии и Белоруссии. Ещё не попали в список «недружественных стран» МИДа из вышеназванных только Кипр, Белоруссия и Грузия.
Так как депутатский корпус обновился наполовину, картину по новому созыву мы пока не знаем. Но на данный момент лишь единичные депутаты по каким-то трудно объяснимым иногда стороннему человеку причинам не попали под санкции США, ЕС либо каких-то других государств, а то и всех вместе взятых. Так что в случае запрета на публикацию сведений о подсанкционных гражданах деклараций депутатов, сенаторов, а также президента, премьера, многих министров, главы ЦБ мы точно не увидели бы вовсе.
Г-н Резник предполагал, что в силу его инициатива могла бы вступить ещё до публикации данных из деклараций за 2021 год. Но перспективы её на данный момент не ясны. Профильный комитет по безопасности и противодействию коррупции законопроект ещё не рассматривал и свое заключение не давал. Официального отзыва правительства тоже нет.
Зато 30 марта своё мнение высказал комитет-соисполнитель, по финансовому рынку: в заключении за подписью главы комитета Анатолия Аксакова («СР») говорится, что «принятие и реализация проектируемых норм будет способствовать повышению национальной финансовой и экономической безопасности, суверенитета государства», и предлагается концепцию законопроекта поддержать.
Правда, отмечается, что потребуется внесение изменений ещё в примерно два десятка действующих законов, в которых антикоррупционные нормы конкретизируются применительно к конкретным структурам, службам, органам власти…
Предварительно вопрос включен в программу работы Думы на май. Но на данный момент, как совершенно справедливо заметил спикер Вячеслав Володин, всё остается по-прежнему: действующие законы требуют какие-то сведения из деклараций публиковать без всяких оговорок на обремененность санкциями.
Что касается порядка публикации сведений о доходах и имуществе, порядке предоставления информации из деклараций по запросам СМИ, а также конкретизации - какие именно сведения следует обнародовать, а какие нет, то эти важные детали определяются не законами, а указом президента. Значит, очень многие нюансы с учетом нынешней ситуации при желании можно скорректировать и без участия парламента. Подчеркнем: при желании.