«Вчера украинская сторона впервые зафиксировала, причем в письменном виде, свою готовность к выполнению целого ряда важнейших условий для строительства в будущем нормальных и, надеюсь, добрососедских отношений с Россией.
Я напомню, что после произошедшего в 2014 году на Украине антигосударственного переворота, Россия годами выдвигала эти требования и киевскому режиму, и его покровителям, в первую очередь Соединенным Штатам Америки. Россия предлагала переговоры, Россия предлагала заключение разного рода соглашений, которые должны были гарантировать и безопасность Украины, и защиту наших национальных интересов. Все эти требования игнорировались.
Из Украины, точнее говоря, из украинской территории, НАТО продолжало создавать антироссийский плацдарм. Вообще вступление Украины в НАТО, создание натовских военных баз на ее территории предполагалось вопросом уже решенным. Вопрос был только во времени....
И вот вчера киевские власти впервые за все предшествующие годы заявили о своей готовности договариваться с Россией. Они передали нам зафиксированные на бумаге принципы возможного будущего соглашения. Эти принципы предусматривают: отказ от вступления в НАТО; фиксация внеблокового статуса Украины; отказ от ядерного оружия, а также владения, приобретения, разработки других видов оружия массового поражения; отказ от размещения иностранных военных баз и военных контингентов; обязательства проводить военные учения с участием иностранных вооруженных сил только по согласованию с государствами-гарантами, в числе которых будет и Россия.
То есть Украина заявила о готовности выполнить те принципиальные требования, на которых на протяжении всех последних лет Россия настаивала. Если эти обязательства будут выполнены, то угроза создания на украинской территории натовского плацдарма будет ликвидирована. В этом, собственно, суть, смысл и важность предварительно согласованного на достаточно высоком уровне Украиной документа.
Но однако работа продолжается, переговоры продолжаются. Я хочу отдельно подчеркнуть, что принципиальная позиция нашей страны в отношении Крыма и Донбасса остается неизменной».