Что это за «более смертоносное» оружие и о каких еще вооружениях может идти речь, «МК» рассказал кандидат политических наук, директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
- AS-90 – это самоходная 155-миллиметровая гаубица, которая поступила на вооружение в начале девяностых годов, - говорит эксперт. - Их было сделано всего порядка 180 единиц, и больше они не производились. Часть их может храниться у британцев в запасе, так как численность их армии сокращалась, и теперь несколько десятков таких гаубиц они могут продать Украине.
По словам Кашина, гаубица AS-90 модернизировалась и является более современным оружием чем то, которое есть у украинской армии. Но никак не более современным, чем те артиллерийские системы, например, «Мста-С» в её модернизированной версии, которую использует российская армия. Поставки AS-90, считает Кашин, могут несколько повысить возможности украинской артиллерии, но скорее не качественно, а количественно.
- Украинцы смогут, конечно, стрелять на большую дальность, - поясняет эксперт, - и в каких-то случаях даже управляемыми боеприпасами, если им их дадут. Но число этих орудий будет небольшим. Кроме того, для них потребуется обеспечить систему подготовки специалистов, что может занять пару месяцев. При этом нет никакого сомнения, что за этим вооружением в приоритетном порядке будут охотиться российские военные.
Одновременно Василий Кашин не исключает, что Великобритания может пойти и на поставку еще более серьезного оружия – так называемого MLRS (Multiple Launch Rocket System).
- Это более мощная американская тяжёлая реактивная система залпового огня, которая стоит на вооружении Великобритании, - говорит эксперт. - Этих систем там мало – порядка 40 единиц. Но это очень серьёзная система вооружения, которая способна стрелять в том числе и оперативно-тактическими баллистическими ракетами на сотни километров. Правда, такое оружие является «чувствительной технологией», которую передавать без согласия американцев англичане не имеют права. Но если такое согласие будет получено, то освоение украинцами таких систем потребует довольно длительной подготовки, которая может продлится несколько месяцев.
Есть ли у Вооруженных сил Украины (ВСУ) это время — большой вопрос.
Но и это вооружение, по словам Кашина, не станет для Украины спасением, даже если позволит им заменить быстро убывающие ракеты «Точка-У» и модернизированные ими реактивные системы залпового огня «Смерч». Хотя эксперт признает: такие поставки будут означать серьезную эскалацию конфликта, приведут к большим потерям и потребуют от России выделения дополнительных сил для приоритетного отслеживания и уничтожение этих систем.
В этом случае, считает Кашин, России, видимо, придется направить на украинское направление дополнительные силы, действовать уже более жёстко и активно, нанося удары по приграничной с НАТО территории, пытаясь там отследить маршруты поставок. Хотя сами по себе эти системы перелома в боевых действиях также не вызовут. Они лишь могут затянуть противостояние, сделав его более кровавым.
- Могу предположить, - говорит Василий Кашин, - что Джонсон говорил именно об этих системах. Хотя сразу такой шаг без подготовки сделать трудно. Ранее речь шла в основном о старом советском оружии, либо о таком, которое можно быстро и легко освоить. Однако благодаря таким заявлениям теперь во многом становится понятной логика решения о начале спецоперации, которую Россия проводит на Украине. Планомерная передача Киеву всего этого военного «хозяйства» планировалась давно. На Украине многое делалось для создания большого пула обученных специалистов, которые могли бы всё это использовать. При потере техники во время боевых действий оставшимся в живых спецам можно было бы поставлять новую. Создание развернутой инфраструктуры подготовки таких военных специалистов по стандартам НАТО вывело бы Украину на некий новый уровень. И всё к этому шло. Первые признаки того, что им собирались дать что-то реально сложное и продвинутое, были. Подтверждением служат контракты с британцами и турками на поставку боевых кораблей. А сейчас мы видим запоздалые попытки Запада реализовать ранее принятые решения. Но в данном случае они уже не смогут принести им никакого серьёзного результата.