Несмотря на усилия администрации Байдена сформировать глобальный ответ на российскую военную операцию на Украине, этот конфликт выявил трещины в некоторых из самых известных альянсов Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, особенно с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Саудовской Аравией.
Как отмечает Al Jazeera, последнее проявление этого очевидного раскола произошло на прошлой неделе, когда ОАЭ принимали президента Сирии Башара Асада, несмотря на неоднократные предупреждения Вашингтона против нормализации отношений с правительством в Дамаске. Это был первый визит Асада в арабскую страну с начала гражданской войны в Сирии в 2011 году, и он состоялся через несколько недель после того, как сирийский президент выразил полную поддержку российским действиям на Украине.
Джорджио Кафьеро, генеральный директор Gulf State Analytics, консалтинговой компании по геополитическим рискам в Вашингтоне, считает, что визит Башира Асада в ОАЭ вскоре после того, как эта арабская страна Персидского залива воздержалась при голосовании по резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающей российскую операцию на Украине в прошлом месяце, «говорит нам, что Эмираты очень серьезно относятся к утверждению своей автономии от Соединенных Штатов».
За отказом Абу-Даби в прошлом месяце от резолюции Совета Безопасности ООН по Украине, поддержанной США, последовали сообщения из анонимных источников в СМИ, в которых утверждалось, что лидеры Саудовской Аравии и Эмиратов отвергли телефонные звонки президента США Джо Байдена. А на прошлой неделе издание Wall Street Journal сообщило, что Саудовская Аравия ведет переговоры с Китаем об отказе от доллара США в пользу юаня для проведения нефтяных операций с Пекином.
ОАЭ и Саудовская Аравия, похоже, посылают сигнал США, комментирует Al Jazeera Кристиан Коутс Ульрихсен, ближневосточный научный сотрудник Института общественной политики Бейкера Университета Райса: «Мы собираемся действовать в наших интересах, а не в том, что вы считаете нашими интересами».
В этом месяце The Wall Street Journal сообщила, что наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман, а также наследный принц Абу-Даби шейх Мохаммед бин Заид Аль Нахайян отклонили звонки Байдена. Но Белый дом отклонил эту информацию как «неточную», в то время как Вашингтон неоднократно подчеркивал важность своих отношений с Эр-Риядом и Абу-Даби.
Кафьеро отметил, что ОАЭ не отказываются от своих отношений с США, поскольку Вашингтон остается «гарантом безопасности» Абу-Даби. Он добавил, что Эмираты занимают «очень сильную позицию в Вашингтоне», особенно после того, как арабские государства возглавили усилия по нормализации отношений с Израилем посредством так называемых «Соглашений Авраама».
«Руководство в Абу-Даби очень уверено, что оно может предпринять шаги, которые расстроят Вашингтон, например, приветствовать Башара Асада в Дубае и Абу-Даби, без необходимости платить большую цену с точки зрения его отношений с США», — сказал Кафьеро «Аль-Джазире».
Однако Вашингтон выступил с редкой публичной критикой Абу-Даби в связи с визитом Асада. Официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил агентству Reuters в выходные, что США «глубоко разочарованы», назвав поездку сирийского президента «очевидной попыткой узаконить» его правительство.
Стремление Абу-Даби нормализовать отношения с Башаром Асадом продолжается уже много лет, несмотря на протесты Вашингтона. Но основные претензии ОАЭ к Вашингтону, похоже, связаны с Йеменом, а не с Сирией.
Ракетные и беспилотные атаки йеменских повстанцев-хуситов на ОАЭ и Саудовскую Аравию усилились в январе и феврале, а Wall Street Journal в своей статье о якобы отвергнутых телефонных разговорах с Байденом сообщил, что страны Персидского залива обеспокоены тем, что они считают «сдержанным» ответом США.
Соединенные Штаты направили истребители и эсминец с управляемыми ракетами, чтобы помочь укрепить оборону Эмиратов после атак, в то время как американские силы в ОАЭ также заявили, что помогли перехватить ракеты хуситов, нацеленные на авиабазу.
Но руководство Эмиратов подтолкнуло администрацию Байдена к тому, чтобы объявить хуситов «террористической» группой, что, как предупреждают правозащитные организации, усугубит гуманитарный кризис в стране. Коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией и поддерживаемая США, в которую входили ОАЭ, вмешалась в конфликт в Йемене в 2015 году, чтобы дать отпор повстанцам, которые захватили большие участки территории, включая столицу Сану.
Аннель Шелин, научный сотрудник Института ответственного государственного управления Куинси, говорит, что, несмотря на предполагаемое разочарование со стороны стран Персидского залива, администрация Байдена поддержала Эр-Рияд и Абу-Даби в борьбе с хуситами как на словах, так и на практике. «С моей точки зрения, это представление о том, что США недостаточно делают для поддержки действий саудовцев и эмиратцев в Йемене, кажется несколько абсурдным, — сказала она Al Jazeera на прошлой неделе. – Но я знаю, что, в частности, ОАЭ хотят, чтобы США признали хуситов террористической организацией».
Несмотря на эти спорные вопросы, администрация Байдена заявила, что намерена поддерживать и улучшать отношения со своими партнерами в Персидском заливе.
Администрация Байдена почти полностью сосредоточена на украинской кризисе, при этом США и их союзники обрушили поток санкций на российскую экономику, в том числе на энергетический сектор страны. 8 марта Байден объявил о запрете на импорт нефти и газа из России, а несколько европейских стран обязались снизить свою зависимость от поставок энергоносителей из России. Эти события вызвали резкий рост цен на бензин в США и во всем мире, напоминает Al Jazeera.
Соединенные Штаты призывают к увеличению добычи нефти для снижения цен с прошлого года – этот толчок стал еще более актуальным после того, как 24 февраля Россия начала военную операцию на Украине. и ОАЭ, заявил в начале марта, что будет придерживаться своих текущих планов добычи.
Кристиан Коутс Ульрихсен сказал, что ОАЭ и Саудовская Аравия, похоже, действуют так, как будто у них есть рычаги воздействия на Байдена, учитывая внутренние политические последствия роста цен на бензин в США. Он добавил, что неспокойное пребывание президента США в Белом доме — омраченное низкими рейтингами одобрения, хаотичным уходом из Афганистана и неспособностью принять важные законы — может ужесточить позицию Абу-Даби и Эр-Рияда.
«Они могут почувствовать слабость, — считает Ульрихсен. – И они могут подумать, что усердная игра может принести им больше уступок. Это может быть частью расчета».
Кафьеро сказал, что Байден пытается избежать враждебной конфронтации с партнерами по Персидскому заливу, поскольку он отдает приоритет объединению союзников США против России. «США пытаются настроить больше арабских государств против Путина, и Соединенные Штаты пытаются сотрудничать с нефтедобывающими странами, такими как ОАЭ и Саудовская Аравия, — сказал он. – В этом контексте администрация Байдена не хочет драки ни с Абу-Даби, ни с Эр-Риядом прямо сейчас».
Помимо добычи нефти и кризиса на Украине, администрация президента-демократа, которая обязалась поставить права человека в центр внешней политики США, когда Байден вступил в должность в январе 2021 года, столкнулась с призывами оказать давление на Саудовскую Аравию и ОАЭ, чтобы они улучшили ситуацию с правами, и положить конец войне в Йемене.
Демократы в Вашингтоне все более критически относились к связям с Эр-Риядом, особенно после убийства журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году. Но в прошлую среду представитель Госдепартамента США Прайс отказался осудить массовую казнь 81 человека в Саудовской Аравии за один день. Вместо этого он неоднократно заявлял, что администрация «продолжает выражать обеспокоенность по поводу гарантий справедливого судебного разбирательства» перед королевством.
В конечном счете конфликт на Украине высветил тот факт, что союзники Вашингтона в Персидском заливе преследуют свои собственные интересы в мире, где США больше не являются единственной сверхдержавой, говорит Аннель Шелин из Института Куинси.
Со своей стороны, Кафьеро сказал, что США не хотят, чтобы их партнеры по Персидскому заливу обращались за поддержкой к России и Китаю. «В мире, который становится все более многополярным, у этих арабских стран Персидского залива есть большой потенциал обратиться к другим державам, таким как Китай и Россия, чтобы получить большую автономию от Соединенных Штатов, — сказал эксперт. – Официальные лица в Вашингтоне понимают, что попытка оказать слишком большое давление на некоторые из этих стран ССАГПЗ [Совета сотрудничества стран Персидского залива] может привести к тому, что они сочтут свои партнерские отношения с Пекином или Москвой более привлекательными».
Читайте также: "Китай обвинил США в возрождении «новой инквизиции» из-за украинского кризиса"