МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Индия «отбила» атаку США и Японии за поддержку России

Эксперты: позиция Нью-Дели по украинским событиям останется неизменной, как и отношения с Москвой

Индия, оставшаяся одним из главных партнеров России в условиях многочисленных санкций, похоже, не собирается менять курс — даже несмотря на давление извне. Мы разбирались в индийской позиции и факторах, которые могли бы повлиять на ее изменение.

Нарендра Моди. Фото: AP

Последнюю попытку убедить Индию присоединиться к хору осуждающих действия России стран предпринял во время состоявшихся в конце прошлой недели переговоров с индийским премьер-министром Нарендрой Моди его японский коллега Фумио Кисида. Лидеры обсудили украинскую ситуацию и выступили с заявлениями, которые ожидаемо не привнесли ничего нового в международную расстановку сил.

Еще до визита Кисиды в Нью-Дели основная цель встречи с точки зрения Токио была известна: если не заставить Индию выступить против России, то хотя бы подтолкнуть ее к более жесткой оценке российских действий на Украине.

Надежды на то что это удастся сделать, небезосновательны. Индия является членом «Четырехстороннего диалога по безопасности» (QUAD) — неформального союза, объединяющего также Австралию, США и Японию. Формирование относительно молодого блока стало в свое время даже поводом для спекуляций о появлении «Индо-Тихоокеанского НАТО» с целью противостояния растущему китайскому влиянию в регионе.

Индийская сторона, как известно, входит в ШОС и БРИКС, членом которых является и Китай, поэтому появились слухи и о переориентации внешней политики Нью-Дели. Впрочем, индийские политики и эксперты сразу же попытались избавиться от ярлыков, отмечая, что возможное военное сотрудничество в рамках QUAD — лишь малая часть потенциальных задач блока.

В сентябре прошлого года представители стран-членов «квартета» впервые встретились на общем очном саммите, который, по мнению его участников, показал перспективность объединения. Однако февральские события, связанные со спецоперацией на Украине и спровоцировавшие многочисленные санкции со стороны международного сообщества, фактически внесли разлад в QUAD: если Австралия, США и Япония откровенно выступили против России (за что, в свою очередь, попали в список «недружественных стран и территорий», принятый Правительством РФ), то в Нью-Дели не стали рубить с плеча.

К вводимым против Москвы ограничениям Индия не присоединилась, сохранив все торгово-экономические и дипломатические связи с РФ, а на мировых площадках отказалась однозначно осуждать российские действия. Наиболее ярко это проявилось во время голосования 2 марта в Генеральной Ассамблее ООН за антироссийскую резолюцию по украинскому кризису. Индийские дипломаты воздержались тогда. Более того, сообщается, что Нью-Дели ведет с Москвой переговоры о покупке российской нефти и ищет способы поддерживать торговые отношения, невзирая на санкции.

Не удивительно, что с учетом статуса Индии как ядерной державы, ее географического положения и активности на международном рынке, другие участники «квартета» желали бы от нее позиции, совпадающей с их собственной.

Как отмечает японское издание The Japan Times, в этих условиях Фумио Кисида действительно поставил украинский вопрос во главу угла, подталкивая своего коллегу Моди к категоричным заявлениям. Однако индийский премьер вновь предпочел не занимать однозначно чью-либо сторону. Красноречивым свидетельством расхождения в позициях двух лидеров стали заявления по итогам переговоров.

«Мы подтвердили, что любое одностороннее силовое изменение статус-кво не может быть прощено ни в одном регионе, и необходимо искать пути мирного разрешения споров на основе международного права», — сказал журналистам Кисида, упомянув при этом и действия России как «подрывающие сами основы мирового порядка».

В совместном же заявлении премьеров была выражена лишь «серьезная обеспокоенность продолжающимся конфликтом и гуманитарным кризисом» на Украине, а также призыв к «немедленному прекращению насилия» — уже без прямых указаний на РФ.

«Необходимо, чтобы все страны стремились к мирному разрешению споров в соответствии с международным правом, не прибегая к угрозе или применению силы или любым попыткам в одностороннем порядке изменить статус-кво» — еще одна обтекаемая формулировка из коммюнике.

В то же время Кисида, очевидно, желая действовать на Моди не только давлением, добавил «ложку меда» для Индии. Так, по словам главы японского правительства, его страна выделит Нью-Дели 5 триллионов йен в инвестициях (порядка $42 млн) — это значительно, почти на треть, больше, чем обещал 8 лет назад его предшественник Синдзо Абэ. Кроме того, премьер Японии заверил коллегу, что Токио и другие партнеры по QUAD примут все усилия для того, чтобы Китай не смог изменить статус-кво в регионе. Для Индии это критически важно: напряженность между Нью-Дели и Пекином резко возросла после того, как в 2020 году в результате столкновения на их спорной гималайской границе погибли по меньшей мере 20 индийских и четыре китайских солдата.

Оба лидера также напомнили о подписанном в 2020 году индийско-японском соглашении о закупках и взаимном обслуживании военной техники, которое позволит Силам самообороны Японии и вооруженным силам Индии эффективнее распределять региональные поставки в этой сфере.

Такой исход встречи, считают эксперты, был вполне предсказуем. Как отметил в разговоре с «МК» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов, ожидать изменения позиции Индии не стоит, какое бы воздействие на нее ни было оказано.

«Конечно, надо понимать, что это давление не столько со стороны Японии, сколько со стороны Вашингтона, но через Токио, — и оно продолжается долгие годы, — подчеркнул эксперт. — Однако Индия также давно и последовательно занимает самостоятельную позицию в регионе и в целом во внешней политике, а конкретно с Россией у нее тесные торгово-экономические отношения, которые, можно сказать с уверенностью, не претерпят каких-либо изменений на фоне происходящих событий и усилий США».

Что же касается зарубежных попыток «задобрить» Нью-Дели какими-либо способами — перспективами инвестиций или гарантиями сдерживания китайского регионального влияния, — то и они предпринимаются Соединенными Штатами и их союзниками на протяжении уже более десяти лет, подчеркнул наш собеседник. «Тем не менее, как мы видим, к дрейфу Индии на проамериканские позиции это не привело, поэтому непонятно, с чего такого рода обещания сейчас могли бы сейчас возыметь некий эффект», — заключил Алексей Куприянов.

Доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский также считает маловероятной корректировку курса Нью-Дели. «Более того, – напоминает эксперт, – совсем недавно стало известно о планах Индии и России перейти на взаиморасчеты в национальных валютах. При этом в качестве референтной валюты (той, в которой можно проводить инвестиционные операции, взимать комиссию и выплачивать дивиденды. — «МК») рассматривается китайский юань, что достаточно неожиданно для индийских партнеров. Двусторонние связи имеют настолько богатую историю и запас прочности, что едва ли в Нью-Дели согласятся на резкое изменение своей позиции.

Безотносительно этого, Индия всегда демонстрировала, что в любом вопросе она опирается, прежде всего, на собственные национальные интересы, как это было, например, в случае с покупкой российских комплексов С-400: тогда со стороны США было крайне мощное давление с требованием отказаться от поставок, но эти усилия Вашингтона в итоге не принесли результата».

Наконец, и в идеологии проводимой Нью-Дели внешней политики заложен принцип неприсоединения к каким-либо военно-политическим союзам с кем бы то ни было, напомнил Борис Волхонский: «Даже будучи членом QUAD, Индия, тем не менее, не входит в AUKUS (военно-политический альянс, включающий Австралию, Великобританию и США. — «МК»), что знаменательно и демонстрирует нежелание страны идти на силовые действия против кого-то. Голосования и в Совбезе, и в Генассамблее ООН показали, что индийская сторона занимает четкую позицию. Никто не ожидает, что она выступит в поддержку России (собственно говоря, этого никто и не требует), но ее объективный подход к решению международных проблем вполне укладывается в магистральную внешнеполитическую линию Индии».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах