Советско-финская война 1939–1940 гг. долгие годы оставалась для большинства из нас таким «мутным пятном» в советской истории.
Да, части Красной Армии сумели одержать победу, но сражались с белофиннами среди карельских лесов, озер и болот не слишком эффективно. Да, Страна Советов присоединила новые, нужные ей территории, но за рубежом эта «зимняя война» вызвала шквал осуждений: большой СССР напал на маленькую Финляндию… Какой-то вроде бы очень неоднозначный баланс в итоге получается.
Однако, с точки зрения многих историков, та давняя уже военная кампания была спровоцирована вескими для нашей страны причинами. А ее «внешнее» политико-экономическое сопровождение очень напоминает события, приведшие к нынешнему форс-мажору на Украине.
О таких исторических параллелях мы поговорили с военным историком, экспертом Российского военно-исторического общества Никитой Бурановым.
«Профилактика» по-советски
— Переоценить результаты советско-финской войны, ее значение для СССР, для Красной Армии невозможно.
Предпосылки возникновения военного противостояния Советского Союза и Финляндии определились некоторыми проблемами, которые встали перед высшим политическим и военным руководством Страны Советов. Решение части из них кремлевские «верхи» пытались найти на западных границах СССР в целом, а не только на одном лишь финском рубеже.
Речь идет о сдвиге пограничной полосы на западе и северо-западе государства, удалении ее от крупнейших и важнейших городов — Москвы, Ленинграда, Киева. Во многом именно благодаря отодвинутой в 1939 году после присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии на 150–200–400 километров границе удалось спасти столицу СССР от захвата гитлеровцами зимой 1941–1942 гг. Эти дополнительные сотни километров, которые пришлось в начале Великой Отечественной преодолевать неприятелю, время, которое он на это потратил, оказались важными факторами для организации сопротивления Красной Армии немецкому вторжению и в конечном итоге — для сохранения нашей государственности.
Столь же стратегически важной задачей было отодвинуть границу от Ленинграда. Ведь там земли Финляндии начинались буквально в считаных километрах от нашей Северной столицы, что позволяло подвергать город артиллерийскому обстрелу с сопредельной территории. Поэтому сложно отказать руководству СССР в прозорливости, которую оно проявило в 1939 году, решившись на вооруженный конфликт со Страной суоми. При этом в Кремле ведь даже не были тогда еще твердо уверены, что совсем скоро грядут масштабные военные действия против фашистской Германии…
Что касается финской войны, то ее желательный для руководства СССР результат — отдаление государственной границы от Ленинграда — преследовал несколько целей.
Нельзя забывать: Ленинградский промышленный район был в ту пору одним из крупнейших мест сосредоточения советской промышленности, в том числе и военной. Кроме того, здесь стоянки Балтийского флота. Понятно, что потерять такой важнейший стратегический узел в самом начале возможной большой войны мы просто не имели права. Поэтому десятки километров, на которые была отнесена от города граница в результате советско-финской военной кампании, сыграли в начале Великой Отечественной решающую роль для спасения города при наступлении на нашу территорию войск Финляндии, ставшей в 1941-м союзницей Третьего рейха.
— То есть война 1939 года была «профилактической»? Остро необходимой советскому руководству? Но тогда получается, что правы те, кто обвинял «большой» СССР в нападении на «беззащитную маленькую» Страну тысячи озер…
— Это далеко не так. Ведь война, о которой мы говорим, началась с провокаций, устроенных именно финнами.
Если проводить параллели между событиями 1939-го и нынешними, пожалуйста:
Вспомните, например, как еще до рубежного дня 24 февраля 2022 года какие-то непонятные снаряды залетали с Украины на территорию нашей Ростовской области. А более 80 лет назад финские войска позволяли себе таким же образом обстреливать из тяжелых орудий полки Красной Армии, дислоцировавшиеся вдоль границы на территории СССР. Это, собственно, и стало причиной — по крайней мере, формальной — начала «зимней войны».
29 июня 1937 года и 9 июля 1938 года зафиксированы случаи проникновения финских самолетов в воздушное пространство СССР. Во втором случае «финн» углубился в запретную для себя зону на 45 километров.
7 ноября 1937 года на одном из участков границы, проходившей по Карельскому перешейку, выстрелом с финской стороны был смертельно ранен советский пограничник командир отделения Спирин. Урегулирование этого инцидента растянулось на несколько недель. Сперва финские власти отрицали свою вину, но затем признали факт преднамеренного убийства и выплатили компенсацию семье убитого.
Согласно официальным сообщениям советской стороны, сделанным по дипломатическим каналам, только за период с февраля по апрель 1936 года советские территориальные воды на Балтике были нарушены финскими кораблями 9 раз.
Самый серьезный пограничный инцидент произошел 26 ноября 1939 года. В районе приграничной деревни Майнила финская артиллерия обстреляла позиции 68-го стрелкового полка РККА, прикрывавшего границу на этом участке. Всего насчитали 7 выстрелов. В результате было убито четверо наших военных и еще 9 человек ранено. Согласно докладу Генштаба РККА, «советские войска, имея строгое приказание не поддаваться провокации, воздержались от ответного обстрела».
В связи с произошедшими событиями Москва направила в Хельсинки протест. В документе было сказано, что советское руководство готово трактовать данный эксцесс как вылазку «со стороны частей финляндской армии, может быть, плохо управляемых финляндским командованием». Далее финской стороне было предложено незамедлительно отвести свои войска на Карельском перешейке на 20–25 километров от границы и тем предотвратить возможность повторных провокаций.
В полученном из Хельсинки ответе финны заявили, что стрельба велась «с советской пограничной зоны». Но потом они все-таки объяснили случившееся несчастным случаем, «происшедшим при учебных упражнениях». Кроме того, руководители Финляндии предложили провести обоюдный отвод войск от границы на те самые упомянутые в советской ноте 20–25 километров. Такой вариант выглядел настоящей издевкой: ведь частям РККА в этом случае пришлось бы отойти прямо в пригороды Ленинграда.
Уже 29 ноября 1939 года финского посланника вызвали в Наркомат иностранных дел в Москве и вручили ноту советского правительства о разрыве дипломатических отношений. На следующий день, 30 ноября, войска Ленинградского фронта получили приказ перейти финскую границу и начать наступление. Реагируя на все это, президент Финляндии К.Каллио объявил СССР войну.
«Гражданская стража»
— Как отнеслись к началу военных действий между Советским Союзом и Финляндией на Западе?
— Тогда тоже было массовое неприятие в западном мире «необоснованной агрессии русских». Однако, как и в нынешнем случае с Донбассом, подавляющее большинство жителей Европы и Америки не знали никаких подробностей о событиях, предшествовавших разгоревшемуся вооруженному конфликту.
Нельзя называть агрессией то, что начинается с вражеской провокации. По поводу обстрелов наших войск с финской территории уже было упомянуто. Однако вина здесь не только на военных из Страны суоми, но и на группах националистов, которых все больше становилось в Финляндии.
Речь идет о шюцкоровцах. Что такое шюцкор? По сути это фашистские добровольческие формирования. Они появились вскоре после революции 1917 года и последовавшего за ней отделения Финляндии от России. Шюцкор (в переводе — «гражданская стража») изначально создавался для борьбы с «красными» финнами, с теми русскими, которые оставались на территории отделившейся Финляндии. Именно шюцкоровцы тогда утопили в крови финскую революцию, действуя порой беспощадно. Сохранились воспоминания, как они подвозили к границе РСФСР вагонами трупы красногвардейцев, убитых при подавлении революционных выступлений в Гельсингфорсе, в других городах… Эти отряды шюцкоровцев с их звериной жестокостью продолжали действовать и на протяжении последующих лет. Именно они стали главным «мотором», продвигавшим Страну суоми к активным вооруженным выступлениям против соседней России.
Конечно, костяком финской силы являлась регулярная армия. Но ее численность была невелика — всего 9 дивизий. Зато вокруг этого костяка образовался мощный каркас из шюцкоровских отрядов. Вполне можно назвать их националистическими батальонами: ведь многие члены подразделений «гражданской стражи» придерживались очень агрессивных, националистических, антирусских взглядов. Часто шюцкоровцы переходили от слов к делу.
Своей конечной целью вожди шюцкора провозглашали построение не просто независимой, но «этнически чистой» «Великой Финляндии», границы которой желательно раздвинуть до Урала путем захвата территорий у России. Отношение шюцкоровцев к русским, к России можно оценить, взглянув на их лозунги:
«Смерть «рюсся» (так презрительно называли русских. — А.Д.), будь они хоть красные, хоть белые!»
«Россия всегда была и навсегда останется врагом человечества и гуманного развития. Была ли когда-либо польза от существования русского народа для человечества? Нет!»
«Зачистки» эти националисты проводили неоднократно. Например, 6 апреля 1918 года в только что захваченном Тампере ими было убито около 200 русских мирных жителей.
А 29 апреля произошла трагедия в Выборге, который называли «самым русским городом Великого княжества Финляндского». Едва войдя в город, участники отрядов «гражданской стражи» стали хватать всех русских, попавшихся им на улицах: офицеров, чиновников, гимназистов… Их вели к крепости и возле нее убивали. При этом, по свидетельствам очевидцев, перед расстрелом с людей срывали часы, кольца, отбирали кошельки, с них даже стаскивали сапоги, одежду вплоть до нижнего белья…
Видевший этот ужас вспоминал: шюцкоровцы «бросились в город с криками «стреляй русских». Они вламывались в квартиры, хватали и убивали, отводили людей на валы и расстреливали… Расправлялись в основном с мужчинами, но были и дети».
Еще из воспоминаний: «Я попал в группу, где… было много русских. Там был и мой знакомый 14-летний мальчик, говоривший по-русски, который родился в Выборге. К группе устремился один изверг и прокричал: «Разве вы не знаете, всех русских убивают?» Тогда этот молодой мальчик обнажил грудь и прокричал: «Здесь есть один русский, стреляйте». Изверг достал оружие и выстрелил…»
В 1939 году, перед началом «зимней войны», в отряды шюцкора входило свыше 111 тысяч человек. Специально созданное юношеское подразделение этой организации привлекло в свои ряды около 30 тысяч подростков.
Шюцкор был официально распущен по закону, принятому финским парламентом 3 ноября 1944 года, вскоре после того, как Финляндия вышла из Второй мировой войны и обязалась перед союзниками распустить все националистические, военные, военизированные организации на своей территории.
— Есть ли другие характерные моменты в тех событиях, перекликающиеся с нынешним затянувшимся конфликтом на Донбассе?
— Советское руководство пыталось урегулировать все проблемы с финской стороной дипломатическим путем. Нашему северному соседу был предложен обмен территориями: взамен части Карельского перешейка, примыкающей к прежней границе под Ленинградом, СССР готов был отдать вдвое большие земли в приграничных районах Карелии. Однако те делегации, которые приезжали из Хельсинки в Москву и встречались с Молотовым, с самим Сталиным, как оказывалось всякий раз, не обладали полномочиями для решения пограничных вопросов. То есть в этих встречах финны участвовали «для галочки», для затягивания времени.
Между тем в самой Финляндии шли приготовления к силовому решению проблемы. Проводилась мобилизация призывников во все 9 имевшихся на тот момент дивизий. А финское военное руководство во главе с Маннергеймом, не питая никаких иллюзий по поводу мирного разрешения споров с Россией, активизировало строительство мощнейшей линии обороны вдоль границы на Карельском перешейке.
Именно ее, «линию Маннергейма», пришлось потом штурмовать нашим войскам, да еще в тяжелейших зимних условиях. Финская кампания поначалу складывалась для Красной Армии не очень удачно. Но никто не будет отрицать, что завершилась-то она для нас триумфально. Столь мощные оборонительные рубежи до нас в мире мало кто смог одолеть.
С точки зрения положения дел в Красной Армии тоже довольно трудно переоценить значение этой войны. По итогам ее были сделаны организационные выводы, с участием самого Сталина проводились «разборы полетов», Наркомат обороны сильно перетряхнули… В итоге советско-финская война стала катализатором значительных изменений, которые начали происходить в РККА к 1941 году. Возможно, что без такого «катализатора» наши механизированные корпуса, стрелковые дивизии, расположенные в приграничных округах, встретили бы гитлеровцев 22 июня 1941-го в куда менее боеспособном состоянии. Очень важно и то, что боевой опыт приобрели в войне с Финляндией тысячи советских командиров и красноармейцев.
Не оставили иного выхода
— Если посмотреть со всех уже перечисленных точек зрения на события, происходившие на северо-западной границе СССР во второй половине 1930-х, можно сделать вполне конкретные выводы.
У советского руководства было тогда очень мало возможностей для маневра (аналогичным образом их было мало и во время заключения в 1939-м договора о ненападении с гитлеровской Германией). Наши зарубежные «партнеры» — западные державы, которые стояли за спиной «маленькой» Финляндии, не оставляли Кремлю свободы ни в политическом, ни в дипломатическом маневрировании для решения обострившихся советско-финских проблем. Точно так же, как это делают Великобритания, Америка сейчас, прямо на наших глазах, по «украинскому вопросу».
А вот и еще одно сходство: наши будущие союзники по антигитлеровской коалиции активно «накачивали» тогда Финляндию оружием. Англичане и американцы, в частности, поставляли в Страну суоми скоростные бомбардировщики «Бристоль Бленхейм», истребители «Буффало», ангичане — танки «Виккерс», пулеметы «Льюис»… Фактически абсолютную аналогию этого мы видим и в нынешнем случае с Украиной.
Нас пытаются загнать в угол, прежде всего обрубая дипломатические возможности урегулирования возникших проблем. А это недопустимо. Россия — царская, советская, современная — на такие вещи всегда находила достойные ответные шаги.
Теперь по поводу санкций. В 1939-м из-за возникшего военного противостояния с Финляндией «коллективный Запад» тоже очень серьезно ополчился против СССР.
Нашу страну исключили из Лиги Наций — предшественницы ООН. Ведущие капиталистические государства прекратили сотрудничество с Советами по ряду военно-технических программ. В том числе, что было очень важным для Советского Союза негативным фактором, США остановили поставки мощных двигателей, необходимых для самолетов. Кроме того, были введены серьезные ограничения по линии станкостроения… Ощутимым ударом для советской экономики стали запретительные меры, введенные некоторыми западными странами относительно закупок у нас сырья.
Как видим, все очень похоже!
* * *
Подытоживая наш разговор с Никитой Бурановым, можно сказать, что СССР 82 года назад, исчерпав ресурсы для политического и дипломатического урегулирования, вынужден был при помощи военной силы прекратить все расширяющийся поток антисоветских провокаций со стороны финских националистов. Советский Союз опередил таким образом своих северных соседей, явно готовившихся к войне и рассчитывавших при этом на помощь многочисленных западных «сострадальцев». Хотя из-за случившейся «зимней войны» реноме красной России в мире сильно пострадало, а промышленный и народно-хозяйственный потенциал государства получил ощутимый удар в результате введенных некоторыми странами ограничений, эффект от таких решительных действий оказался весьма благоприятным для России, в том числе сработав и во время Великой Отечественной. А после победы в ней Советский Союз вернул себе международный авторитет и уважение. Даже с лихвой!