Так что же именно рассказал Михаил Подоляк о наметившемся прогрессе? Не вдаваясь в подробности, он сообщил, что основные параметры будущих договоренностей уже очерчены. « Мы обсудили все вопросы, мы сейчас эти вопросы пытаемся упаковать в какие-то юридические форматы», — говорит он. Украинскую сторону в этом процессе интересует несколько аспектов: прекращение боевых действий, вывод российских войск, компенсация нанесенного ущерба и предоставление гарантий, что подобное не повторится. Украинские же СМИ ранее сообщали о тех условиях, которые ставила Россия — признание Украиной Крыма частью РФ, признание Киевом независимости ДНР и ЛНР в административных границах областей, закрепленный статус русского языка. И опять же гарантии безопасности для России, которыми должны стать «денацификация» и «демилитаризация» Украины, включая отказ от движения в НАТО.
Как следует из дальнейших откровений Подоляка, Украина готова говорить о своем нейтральном статусе, но не о полной «демилитаризации». Поскольку, по его словам, «мы хотим иметь полноценную хорошую армию, которая будет иметь защитный оборонительный потенциал. Мы видим, что он необходим в современном мире». Еще интереснее с «денацификацией», которая по словам переговорщика, «больше на переговорах не обсуждается». Поскольку «российская делегация исходила из ложного посыла о том, что у нас есть какие-то героизации фашизма, нацизма и так далее. У нас же, как оказалось... есть целый ряд европейских законов, где как раз прописаны полноценные запреты и осуждение всех проявлений нацизма и фашизма». Вот эти то два момента и ставят крест на оптимистических прогнозах скорого завершения переговоров. Законы, запрещающие героизацию фашизма, на Украине есть. Но так же есть факельные шествия, нацистские батальоны, которые сейчас препятствуют выходу мирных жителей по гуманитарным коридорам, улицы Бандеры и Шухевича. Ведь речь идет не о том, что где-то там записано на бумаге, а о том, что существует в реальной жизни. «Минские Соглашения» тоже были, но их успешно 8 лет на Украине никто не замечал...Минувшей ночью президент Зеленский опять выступил с речью, в которой открыто пригрозил расправой всем, кто сейчас пытается «сотрудничать» с российской стороной. Например, исполняющей обязанности мэра Мелитополя Галине Данильченко, которая после перехода города под контроль российских войск призвала жителей заняться «налаживанием жизни». Как оказалось, эти призывы на Украине сейчас не актуальны. Всех миротворцев ждет незавидная участь. И какие тогда должны быть «юридические форматы», чтобы этого не произошло?
С российской стороны нет столь словоохотливого спикера, который мог бы очертить параметры будущих договоренностей с Украиной. Звучат только слова о том, что «подвижки есть». А куда и как быстро двигаемся — в полном тумане. По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина: «Слова советника Зеленского — это просто элемент торга в ходе переговоров. Рассматривать это, как что-то реальное, я бы не стал. Мне кажется, переговоры продлятся несколько дольше, чем говорит господин Подоляк». Такого же мнения придерживается и директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. По его словам, «в тех реалиях, которые мы можем наблюдать в данный момент, формулировки, которые озвучивает представитель переговорной группы со стороны Украины, вызывают недоумение. Может быть им хотелось бы, чтобы в документе были подобные пункты, но в данное время появление подобного Соглашения было бы крайне удивительным. Можно предположить, что это просто пропагандистский механизм для демонстрации российской стороне своей позиции. Давайте дождемся комментариев переговорщиков с российской стороны, чтобы понимать, насколько это близко к реальности».