Об этом «МК» рассказал военный эксперт, аналитик, редактор издания «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.
-Сейчас основным источником разведданных, которыми американцами делится с украинской стороной, является космическая разведка, - говорит Леонков. – Дело в том, что оптико-электронная, то есть видовая разведка, во многом зависит от погодных условий. Так что там сейчас основной источник информации – спутники радиотехнической разведки, которые фиксируют работу радиотехнических средств в зоне боевых действий. Как украинских, так и российских. А также луганских и донецких.
-Что на основании этих данных может узнать противник?
-На их основании представляется карта передвижения российских войск, а также украинских подразделений. То есть полученную со спутника картину сначала, конечно, обрабатывают в американских штабах, а потом передают украинской стороне, которая в свою очередь, уже пытается передать ее частям и подразделениям, которые сейчас держит осаду в городах.
-Как они ее могут получают?
- Я так подозреваю, что те, кто сидят в городах, обладают некоторыми средствами спутниковой связи. Благодаря глобальной сети интернет и спутникам, которыми владеют американцы, они получают оперативную информацию. Для этого в том числе используются и гражданские спутники связи. Те же самые спутники Илона Маска Starlink, которые обеспечивают связь 5G, сейчас фактически тестируется американцами на поле боя над Украиной.
Приёмники Starlink были замечены в украинской армии и даже кое-что нам досталось в качестве трофея. То есть на основе той оперативной информации, которой американцы делятся с ВСУ, те могут знать, где сосредотачиваются наши войска и куда следует перебрасывать подмогу.
-И что, мы все это терпим? Способны ли мы как-то противодействовать возможностям космической разведки американцев?
-Безусловно. Во время операции мы прикрываем наши войска рэп-щитом. Обращаю внимание: не только РЭБ – то есть средствами радиоэлектронной борьбы, а именно РЭП – средствами радиоэлектронного подавления. Благодаря этому, американцы не могут видеть ничего: где находятся наши войска, какими радиотехническими средствами пользуется. То есть они, конечно, хотели бы. Но не могут.
-Мы это стали делать только после того, как поняли, что США передают разведданные украинской армии?
- Нет. Мы это делали с самого начала спецоперации. О подробностях того, как это делалось, говорить не буду – это закрытая информация.
- А можно тогда поподробней: как спутник перестаёт «видеть», когда действует эта система радиоэлектронного подавления?
- Спутник – такой космический объект, который летает по определённым орбитам и на определённых высотах. Орбиты всех американских разведывательных спутников нам известны. И когда такой спутник заходит в зону разведки над территорией Украины, включаются комплексы РЭП. В результате спутник либо вообще не получает информацию, либо получает ложную.
Сейчас и в районе городов мы стали это применять. Боевики там теперь мечутся, не зная, что делать. У них возникают проблемы со связью, так как мы частично глушим мобильную связь. Правда, делаем это выборочно. Совсем не глушим по одной простой причине, что люди в городах через соцсети общаются со своими родственниками и таким образом могут получить хоть какую-то информацию о происходящем. Полный информационный вакуум для людей может быть опасен.