МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Путин не остановится

Политическая Хиросима в Европе: что с ней можно сделать?

В Европе происходит самая настоящая политическая Хиросима. Тот миропорядок, который мы по наивности считали вечным и естественным, стремительно рушится вокруг нас.

Фото: Наталия Губернаторова

Живущий в Лондоне блогер и юрист Дмитрий Гололобов обычно обязательно находит способ обстебать все, что можно, и все, что нельзя. Но сейчас в том, что он пишет, сквозят совсем иные интонации: «Поколение оказалось просто не готово к таким событиям, как резкое переворачивание геополитической доски, за которым открылась своеобразная пропасть, куда просто страшно заглядывать. Мы-то верили, что все реальные ужасы, вроде Гражданской, ВОВ, 90-х и даже «Афгана», где-то в прошлом, а нам достались только экономические кризисы, высокие ставки по ипотеке и пандемия. Ан нет, история еще раз показывает, что у нее есть туз пик в рукаве для каждого поколения».

Показывает — и делает это очень наглядно. Хочется проснуться, удостовериться в том, что это был всего лишь сон, и срочно излить душу своей второй половине: «Послушай, ты не поверишь, что мне сейчас только что приснилось!»

Но это не сон и не компьютерная матрица. Это наша действительность, в которой сейчас есть все атрибуты лучших образчиков фильмов соответствующего научно-фантастического жанра (чтобы не нагонять еще большей тоски, не буду уточнять, как именно этот жанр называется), кроме одного и, пожалуй, самого главного.

Нет сюжетной дорожки к хеппи-энду. Она не просматривается — хотя, как она должна выглядеть в теории, известно и понятно абсолютно всем. Это переговоры. Переговоры не между советником президента РФ по историческому наследию, с одной стороны, и некими почти анонимными украинскими деятелями — с другой. Нужны переговоры на самом высшем уровне — между Путиным и Байденом — по существу, по делу, без привычных округлых фраз и туманных и размытых обещаний.

С точки зрения нынешнего Президента РФ, именно многолетнее отсутствие такого разговора и спровоцировало нынешний мегакризис. И не надо спорить о том, чья точка зрения правильная. Это потеря времени. А времени у Европы и мира в целом в запасе все меньше и меньше.

Поговорим поэтому о том, о чем спорить и невозможно и не нужно.

Пункт первый. Путин не остановится. Еще считаные дни тому назад я очень злился на посла РФ в Швеции за то, что, описывая в ходе интервью с ведущей местной газетой отношение официальной Москвы к возможным будущим санкциям Запада, он употребил выражение «men vi skiter i västs sanktioner». На сайте посольства эта фраза была деликатно переведена как «нам наплевать на ваши санкции». Но в реальности она обозначает совсем другое — то, что люди (и даже дипломаты) обычно делают в туалете. Мне казалось, что это недопустимое грубое нарушение этикета.

Так вот, приношу послу РФ Виктору Татаринцеву свои извинения. Несмотря на свою географическую удаленность от центров российской власти, он оказался в миллион раз более прозорливым политическим аналитиком, чем я. Девиз Кремля — это сейчас действительно «men vi skiter i västs sanktioner». И в краткосрочной, среднесрочной, а возможно, даже долгосрочной перспективе Запад ничего не сможет с этим поделать.

Пункт второй. Несмотря на все старания Запада его подвинуть, Путин удержится у власти. Столкнувшись с нынешней ситуацией, российская властная элита продемонстрировала, с одной стороны, пластичность (в смысле безропотного принятия новых и отнюдь не комфортных для нее реалий), а с другой — очень значительную твердость (в смысле консолидации вокруг лидера). Многих представителей российского истеблишмента я лично знаю на протяжении многих лет. И мне очень интересно: что они думают и чувствуют внутри? Что, например, чувствовал Лавров во время бойкота его речи в Женеве?

Но этот мой интерес носит скорее академический характер. Надежды Запада на то, что элита заставит президента изменить курс, не оправданы. Нет такого в нашей политической традиции.

Зато в ней есть другое: когда дело пахнет керосином, надо следовать в русле генеральной линии сильного лидера. Конечно, если лидер «не удерживает в руках штурвал», все меняется. Но ничего подобного сейчас нет и близко. В масштабах российской политики Путин еще никогда не выглядел таким всемогущим, как в данный момент.

Из этих двух моих тезисов каждый может сделать свои собственные выводы. Я свои выводы уже сделал и буду повторять их снова и снова: нужны содержательные переговоры между РФ и Западом на самом высоком уровне. Путин к таким переговорам готов — их он всегда добивался и продолжает добиваться сейчас, используя те методы, которые он в данный момент применяет.

Признаков готовности Запада к чему-то подобному в данный момент не наблюдается? Увы, так оно и есть. И это вгоняет меня уж в совсем глухую депрессию. Каждый день отсутствия диалога рождает новые угрозы и опасности. Система международных отношений абсолютно разбалансирована. Глядя из сегодня, мы можем решить, что две недели тому назад мы жили в раю. Не повторится ли подобная история еще раз через две недели?

И, говоря о «нас», я в данном случае имею в виду не только рефлексирующих граждан РФ вроде меня. Отказ от переговоров с очень серьезно настроенной мировой ядерной державой — это, наверное, не самая разумная политическая стратегия. Всякое, знаете, может случиться. Даже так? К сожалению, похоже, что да.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах