МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперт посчитал, что Турция сыграла на стороне России, закрыв проливы

Черное море под контролем

Анкара в соответствии с Конвенцией Монтрё воспользовалась своим правом и перекрыла проливы Босфор и Дарданеллы для военных судов. Об этом сообщило  агентство Anadolu со ссылкой на главу МИД Турции Мевлютв Чавушоглу. «Турция предупредила все прибрежные и не прибрежные страны о недопустимости прохода военных кораблей через проливы страны», - сказал он (цитата по РИА). Что означает такое решение для нас, «МК» рассказал военно-морской эксперт.

Конвенция Монтрё действительно предусматривает особый порядок прохождения военных кораблей в случае военных действий в регионе. Российскую спецоперацию Турция приравняла к военной ситуации и включила механизм запретов.

Военный эксперт капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров считает, что такое решение не создаст особых проблем нашему Черноморскому флоту, и в некотором смысле даже выгодно нам, поскольку исключает появление в Черном море военных кораблей непричерноморских стран НАТО, например, США, Великобритании или Франции. Правда, уже и сейчас ни одного такого корабля НАТО в Черном море нет, они предпочли заранее его покинуть.

- Если это соответствует действительности, то Турция в этом случае играет чуть ли не на нашей стороне, - сказал Владимир Гундаров. - Но, с другой стороны, принятое Анкарой решение - чистая формальность. Потому что сейчас военных кораблей НАТО из состава ВМС непричерноморских стран в Черном море нет. Мне кажется, Анкара пошла на такой шаг после решения НАТО не направлять ВМС в Черное море во избежание опасных инцидентов. Турция играет в политику. В НАТО все заранее решено. А Анкара просто пытается продемонстрировать свою самостоятельность. На самом деле, тут есть всеобщее согласие.

- Нам же лучше, если корабли НАТО не будут входить в Черное море и отвлекать нас от проведения военной операции по демилитаризации Украины?

- Повторюсь, сейчас военных кораблей НАТО в Черном море нет. В воздушном пространстве над регионом, в том числе над Украиной - ни одного американского беспилотника. Все судоходство идет очень далеко от берегов Крыма и Украины. В районе Украины вообще никаких иностранных судов нет. Вчера последние иностранные сухогрузы вышли из Азовского моря, прошли Керченский пролив. Все капитаны прекрасно понимают, что они могут попасть в эту мясорубку и втянуть свою страну в нее.

Что касается наших военных кораблей, которые сегодня находятся не в Черном море, то они, по Конвенции Монтрё, могут вернуться в порты приписки даже после введения в проливах особого режима. Есть такое исключение: если корабли воюющих сторон следуют к порту приписки, то им проход разрешен. Ну, например, несколько кораблей Черноморского флота находятся сейчас в сирийском порту Тартус. Если им надо будет вернуться в Севастополь, то Турция обязана их пропустить обычным порядком. То есть за пять суток капитаны заявляют о своем проходе и идут.

- Ну, то есть решение Анкары более выгодно нам, чем Украине?

- В принципе, да. Кстати, в Конвенции есть еще одно интересное исключение: если военный корабль возвращается к месту строительства, то его тоже Турция обязана пропустить. А наши ракетные крейсера Северного и Тихоокеанского флотов они как раз строились на верфях в Николаеве, то есть на Украине. Так что, по формальным основаниям,  они могут пройти в Черное море, если понадобится. Только они там не нужны.

Что касается натовцев, то они вряд ли захотят отправлять в эти дни свои корабли в Черное море. Но, честно говоря, если вдруг они решат направить туда корабли, то никакие решения Турции и никакая Конвенция Монтрё их не остановят. Такое уже бывало. По-моему, в 2014 году корабль ВМС США вместо того, чтобы пробыть в Черном море положенный 21 день, он там пробыл 32 дня, наплевав на Конвенцию Монтрё. Ему надо было - он остался, хотя права на это не имел. Но, надеюсь, в этот раз всем хватит благоразумия.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах