МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Оценен потенциал будущих антироссийских санкций: «Готовы ли США выстрелить в ногу»

Эксперты дали прогноз о дальнейшем противостоянии РФ и Запада из-за Украины

Запад резко отреагировал на объявленную в четверг российским президентом Путиным военную специальную операцию на Украине. Осуждая действия Москвы, в выражениях лидеры государств и правительств не стеснялись, угрожая введением новых, невиданных доселе санкций. Градус напряженности повысился до такой степени, что закономерно возник вопрос: ограничится ли дело только экономическими и дипломатическими мерами или же перейдет и в силовую сферу с участием западных стран? Об этом мы поговорили с экспертами.

Фото: en.wikipedia.org

Президент Джо Байден, пообещавший, что мир «привлечет Россию к ответственности» за нападение на Украину, анонсировал изложение пакета санкций, которые когда-то предназначались для сдерживания такого нападения.

В преддверии выступления главы Белого дома канал CNN высказал предположение, что Байден объявит о новых мерах, которые могут отрезать Россию от передовых технологий, объявит о новых ограничениях в отношении крупных финансовых учреждений и введет санкции в отношении дополнительных членов ближайшего окружения президента Владимира Путина.

Ранее в понедельник Байден объявил о более ограниченном пакете санкций после первоначального решения Путина признать ДНР и ЛНР и ввести на их территории войска в Украину – эти меры были направлены против двух государственных финансовых учреждений, трех членов окружения российского президента и суверенного долга России.

При этом, как подчеркивает CNN, последние репрессалии США против Москвы держались в резерве, поскольку Байден надеялся сохранить некоторые рычаги воздействия, чтобы отговорить Путина от полномасштабного вторжения. Но пока западные угрозы экономического наказания, а также стратегия Байдена по раскрытию того, что США знали о наращивании российских сил, оказались неэффективными.

Санкции Байдена теперь предназначены для того, чтобы наказать действия Путина, а не предотвратить их, нанеся удар по экономике России, ее военному потенциалу и тем, кто ближе всего находится к российскому президенту. Однако, отмечает CNN, насколько они могут повлиять на принятие решений Путиным в будущем, остается открытым вопросом.

По другую сторону Атлантики тоже наносится санкционный «ответный удар» в связи с российской военной спецоперацией на Украине. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже утром в четверг пообещала «ослабить экономическую базу России и ее способность к модернизации».

«Мы заморозим российские активы в Евросоюзе и закроем доступ российских банков на европейские финансовые рынки», — заявила глава Европейской комиссии.

Как заявила Урсула фон дер Ляйен, «масштабные и стратегические» санкции «призваны нанести тяжелый урон интересам Кремля и его способности финансировать войну. И мы знаем, что миллионы россиян не хотят войны».

Выступая вместе с фон дер Ляйен, глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель заявил, что карательные меры ЕС против России будут «самым жестким пакетом санкций, который когда-либо применялся».

«Это одни из самых мрачных часов для Европы со времен окончания Второй мировой войны», — заявил журналистам Боррель и пообещал «срочную помощь Украине», а также поддержку усилий по эвакуации, в том числе сотрудников ЕС.

Президент Франции Эмманюэль Макрон созвал экстренное заседание Национального совета обороны Франции в четверг утром. Глава Пятой республики сообщил, что разговаривал с президентом Украины Владимиром Зеленским: «Конечно, сегодня утром он описал мне ситуацию тотальной войны, прося нашей солидарности, европейской и международной координации, инициатив в отношении России».

Очень в резких тонах было выдержано краткое выступление премьер-министра Соединенного Королевства Бориса Джонсона. «Великобритания стала одной из первых стран в Европе, отправивших оборонительное вооружение в помощь украинцам, – утверждает он. – Другие союзники уже сделали то же самое, и мы сделаем все, что в наших силах, в предстоящие дни. Сегодня совместно с нашими союзниками мы согласуем масштабный пакет экономических санкций, призванных вовремя затормозить российскую экономику. И с этой целью мы также должны коллективно прекратить зависимость от российской нефти и газа».

Жестко отреагировали на действия России и в НАТО. В заявлении блока говорится, что альянс увеличит сухопутные, морские и воздушные силы на своем восточном фланге на фоне «ужасающего нападения России на Украину».

«Мы развертываем дополнительные оборонительные сухопутные и воздушные силы в восточной части Североатлантического союза, а также дополнительные морские средства. Мы повысили готовность наших сил к реагированию на все непредвиденные обстоятельства», — говорится в сообщении.

Ранее три страны, входящие в организацию (Польша, Эстония, Латвия и Литва) инициировали выполнение 4-й статьи НАТО, чтобы начать консультации внутри альянса по поводу событий на Украине.

«Стороны будут консультироваться друг с другом всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон находятся под угрозой», — говорится в статье 4 Североатлантического договора. Консультации по статье 4 могут привести к коллективным действиям 30 государств-членов.

На веб-сайте НАТО говорится, что статья 4 применялась шесть раз ранее с момента образования альянса в 1949 году, последний раз — Турцией в феврале 2020 года после того, как десятки турецких солдат были убиты в результате нападения сирийских правительственных сил на удерживаемые оппозицией районы северной Сирии. Анкара применяла статью 4 еще четыре раза. Один раз в 2015 году, чтобы проинформировать альянс о своем ответе на террористические атаки в стране; дважды в 2012 году после того, как турецкий военный самолет был сбит на севере Сирии, и после того, как турецкие мирные жители были убиты в результате обстрелов с сирийской территории; и в 2003 году, когда она обратилась за помощью к альянсу для защиты своего населения от любых последствий войны в соседнем Ираке. В двух из этих случаев НАТО ответила военной помощью, отправив ракетные батареи Patriot для защиты от атак со стороны Сирии в 2012 году и направив авиационные и ракетные батареи в юго-восточную Турцию вдоль границы с Ираком в 2003 году.

Польша применила статью 4 в 2014 году после известных событий на Украине, что привело к дальнейшим усилиям альянса по совместному противостоянию любым угрозам.

По итогам состоявшихся в связи с нынешним кризисом натовских консультаций, как сообщается, союзники решили «предпринять дополнительные шаги для дальнейшего укрепления сдерживания и обороны по всему Североатлантическому союзу. Наши меры были и остаются превентивными, соразмерными и не приводящими к эскалации».

Следует заметить, что статья 4 Североатлантического договора не следует путать со статьей 5, которая представляет собой заявление альянса о том, что нападение на одного члена НАТО считается нападением на всех остальных.

Тем не менее возникают вопросы – как далеко может зайти санкционное давление Запада на Россию и не может ли возникнуть вооруженного конфликта с участием и западных стран?

«Западные лидеры, давая обещание не вмешиваться в украинский конфликт военным способом, уже в активе имели военную помощь Украине, – комментирует «МК» политолог Алексей Мухин. – Речь идет о военных инструкторах, большом количестве поставок летального оружия и введением ЧВК. По сути, они уже нарушили свое общение.

Другое дело, что западные официальные воинские части, в том числе силы специальных операций, заблаговременно покинули территорию Украины. Получается, что одной рукой Запад вроде бы вмешивается в конфликт, однако официальных подтверждений этому не дает. Это, кстати, плохие новости для украинской стороны. Она должна понимать, что афганская модель поведения НАТО в таких условиях оказывается рабочей и для них.

Полного разрыва отношений России с Западом ожидать не следует. На каком основании это должно произойти? Войска США находятся в Сирии и наносят удары по ее территории. Является ли это основанием для разрыва отношений между Москвой и Вашингтоном? Нет. Признание ДНР и ЛНР полностью укладывается в так называемый «косовский прецедент». Было ли это основанием для разрыва отношений между Россией, которая не признала Косово, и Соединенными Штатами, которые признали? Ответ аналогичный.

Это стало старой и совсем не доброй традицией коллективного Запада реагировать на любые действия России санкционным образом. Но на данном этапе, как заметили не только российские, но и западные эксперты, и лидеры западного мира уже исчерпали санкции, которые они в принципе может вводить против РФ, не нарушая при этом собственную экономику.

Дальнейшие штрафные меры, в частности отключение от SWIFT, запрет пользования долларом будут серьезно отражаться на американской экономике. Я не знаю, готовы ли США стрелять себе в ногу. Да, таким образом они пытаются корректировать поведение акторов на рынке, прежде всего в Европе. Они, собственно, и делают это, вводя санкции против «Северного потока-2» и т. д. Однако при этом они убивают экономику Европы. Как говорил в свое время лидер Франции Эмманюэль Макрон, с союзниками так не поступают.

Вы видите несчастливые лица наших европейских коллег, которые, мягко говоря, не очень приветствуют санкции в отношении газопровода. Они прекрасно понимают, что это очень сильное обременение для европейской экономики, которое может фатально закончиться.

Более того, я не ожидаю эскалации вооруженной ситуации между Россией и НАТО. Не зря же мы провели недавно демонстрацию наших возможностей в виде стратегических учений сил ядерного сдерживания. Наверно, мы подстелили себе соломки, произведя это впечатление».

«Не случайно много раз западные лидеры как мантру повторяли, что не будут поддерживать Украину в военном плане, а будут помогать ей финансово, поставками оружия и экономическими санкциями, – комментирует «МК» политолог Евгений Минченко. – Этим обещаниям можно верить на 99%.

Через какое-то время ужесточение санкций против РФ может достичь «иранского уровня». Он предполагает блокировку финансовых операций, отказ от российских энергоносителей и предоставления технологий, а также полное эмбарго на торговлю. Это будет очень тяжелое решение для Европы, поэтому, если оно все-таки будет принято, то произойдет это не так быстро.  

Военные же рычаги давления на ядерную державу, я думаю, использовать очень сложно. Поэтому со стороны Запада будет попытка дипломатической изоляции России и жестких экономических санкций. В какой-то временной перспективе возможен даже полный разрыв отношений».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах