- Когда в 2005 году вы создавали общественно-политическую организацию Донецкая республика, могли ли вы только представить, чем все закончится 21 февраля 2022 года?
- Безусловно, мы надеялись, что рано или поздно произойдет то, что вчера и произошло. Но мы рассчитывали на нормальный и мирный политический процесс, который, увы, не случился. Всего лишь за попытку проведения референдума в конце 2006 года против меня было возбуждено уголовное дело.
Западу очень неприятна вся эта тема сейчас, но то, что произошло в 2014 году, объявление АТО и война Украины с собственным народом, началось потому, что в мае 2014 года народ выразил свое право на самоопределение. Звучит дико, но за то, что люди демократическим путём с помощью самой демократической процедуры высказали свою точку зрения на происходящее, против них ввели войска, танки, подняли самолеты, обстреливали мирные города.
Референдум, который состоялся 11 мая 2014 года, - это был народный референдум, проведённый самим народом. Беспрецедентное событие, которое, пусть и спустя столько времени, завершилось победой. Подобные исторические явления происходят раз в сто лет. Когда коллективная инициатива населения снизу привела к положительному результату. Не юридические, не этнические, не политические подоплеки, а именно воля народа заставила в итоге признать Донбасс.
Да, безусловно, следует понимать, что признание это вынужденное. Но вынудила его совершить Российскую Федерацию украинская сторона, чтобы остановить будущий геноцид республик.
Украина практически лишила 2/3 Донецка воды, частично лишила света, разрушила подстанции, которые ремонтировать под обстрелами было невозможно, все последние недели здесь создавались плацдармы и условия для начала прорыва. Все последние недели Украина вела прямую подготовку действий по изгнанию нелояльного населения с территории Донбасса и подготовку к генеральному наступлению на Донецкую и Луганскую народные республики.
На сегодняшний день это повестка дня является уже не актуальной. Вопрос вторжения Украины больше не стоит. Для Донбасса же это был вопрос жизни и смерти. Мы получили жизнь.
- Вы думаете, что Украину это остановит? Или она зря восемь лет готовилась и с недавних пор разворачивала свои вооружения на линии соприкосновения?
- Я уверен в этом. Думаю, они прекрасно понимают, что это больше не беззащитная территория, где нарушен военный паритет в 4-5 раз. Украинская группировка, по-моему, составляет 250 тысяч человек. У нас оба корпуса - порядка 30 тысяч человек. То есть разница была колоссальная, но Россия ввела войска, и все изменилось.
- Речь идет о признании Луганской и Донецкой республик в их прежних границах, как пояснил сегодня Дмитрий Песков. Как известно, сейчас 2/3 вашей территории все ещё находится под Украиной. Как будут их возвращать и кто?
- Что под этим подразумевается, покажет время. Да, на сегодня мы занимаем всего 31% от бывшей территории Донецкой области.
- Какова будет реакция Запада? Пока все как-то невнятно. Но что-то все-таки должно произойти, не зря ведь столько бряцали оружием и угрозами?
- Обратно в тюбик зубную пасту не получится запихнуть, если уже выдавили. Донбасс спасён. Это факт. По поводу наложения американских санкций на тех, кто занимается бизнесом с Донецком, так это было и раньше. И в Крыму тоже. Ничего нового в этом нет. Нарушен ли статус-кво? Будут ли какие-то военные действия? Пока ничего этого нет. Запад попал в ловушку, которую сам же и создал.
- То есть Россия признала Донбасс на опережение? И если бы это наконец не произошло, то не известно, чем бы все закончилось?
- Я думаю, эвакуация детей и стариков была не случайна. Мы наблюдали нагнетание ситуации ежедневно в динамике. Донецк сотрясался от канонад, которых не было лет пять. Счёт шёл на дни и часы.
- А после слов Путина этой ночью все прекратилось?
- Да. Впервые была тишина. Лично я спал и ничего не слышал.
- Что дальше? Беженцы вернутся?
- Через какое-то время. Тут нужно понимать, что реакция Украины ещё может быть неадекватной.
- Речь Зеленского - это разве не реакция?
- Зеленский - заложник украинских радикалов, которых он очень боится. На данный момент националистическая идеология на Украине является господствующей, хотя и не правящей. Поэтому, чтобы что-то говорить, прежде нужно понять реакцию радикалов и исходить уже из этого.
- В Киеве возможен переворот?
- Я думаю, что Зеленский уйдёт в любом случае. Выборы ему не выиграть. Это однозначно. Он - слабый политик, вернее, совсем не политик, под давлением радикалов он может принять любые навязанные ему решения.
Я думаю, что его последняя речь была еще относительно самостоятельной, но в ближайшие недели станет понятно, как и что будет развиваться на Украине дальше и несёт ли это прямую угрозу Донбассу. У них есть «Точки-У» - баллистические ракеты, которые могут запустить, есть турецкие «Байрактары». Сейчас пока невозможно сказать, решится ли Украина на дальнейшую эскалацию непосредственно военных действий.
- Украина может пригласить войска НАТО, так же как Донбасс - вооружённые силы РФ?
- Может. Насколько я понимаю, англичане и поляки уже заявили о том, что они готовы.
- А ядерное оружие? Украине позволят его иметь?
- Я в это не верю. Это все разговоры. Все ведущие государства заинтересованы в том, чтобы клуб ядерных держав не расширялся. Тем более за счёт Украины.
Читайте материал «Взять Мариуполь в клещи»: эксперт объяснил маневр России в Азовском море»