О планах британского премьера известно давно. Еще месяц назад он говорил о готовности жителей страны вернуться к нормальной жизни, однако предполагалось, что такое возвращение произойдет 24 марта, когда истекают сроки ранее введенных правительством мер. Теперь же Джонсон решил на месяц ускорить процесс.
Стоит напомнить, что в Англии (но не во всей Великобритании) наиболее жесткие коронавирусные ограничения были отменены еще в прошлом году. Однако новые штаммы и рост числа заболевших вынудили власти вернуться к ряду испытанных мер, вроде обязательной десятидневной самоизоляции для COVID-положительных, ношения масок в транспорте и в общественных местах, рекомендаций по удаленной работы и ограничения посещения массовых мероприятий (таковые пока могут посетить лишь те, кто имеет сертификат о вакцинации).
Теперь же, как ожидается, уже с середины текущей недели и этот антивирусный бастион падет. Маски перестанут быть обязательными, те, чей текст на COVID окажется положительным, не обязаны соблюдать самоизоляцию, а на концерты и спортивные состязания можно будет приходить всем и в любом количестве.
Для въезжающих в страну будет достаточно сдать два ПЦР-теста: до вылета и по прилету, но свидетельство о перенесенном заболевании или вакцинации уже не потребуется. Также подразумевается отмена обязательного тестирования на коронавирус среди школьников — ранее в Англии было предписано делать их минимум дважды в неделю.
По словам Джонсона, он бы хотел отменить ограничения еще раньше, поскольку «тяжелая работа британцев окупилась».
На стороне премьера — оптимистичные прогнозы некоторых работающих на правительство аналитиков, а также представителей Всемирной организации здравоохранения, высоко оценивших успехи британских властей. В пользу идеи кабмина Джонсона говорят и темпы вакцинации: почти 80% британцев получили хотя бы одну дозу препарата, немногим меньше (73%) — две прививки, а более половины населения (56%) пошли даже на «бустерные» уколы (третья доза).
В то же время другие статистические данные не столь оптимистичны. За время пандемии в Великобритании от коронавируса или же спровоцированных им осложнений скончались более 180 тысяч человек — печальный европейский «рекорд». Число заражений снижается, но остается существенным, и многие медики и политики не исключают: отмена ограничений усугубит ситуацию.
Так, в частности, Уэс Стритинг, занимающий пост государственного секретаря по вопросам здравоохранения и социального обеспечения в британском «теневом правительстве» (вопреки названию, это официальная структура, к мнению которой прислушиваются) сравнил Джонсона с футбольным тренером, который, при победе его команды с разницей в одно очко, на последних минутах убирает с поля лучшего защитника. По мнению политика, премьером движет «политическая слабость, а не забота о здравоохранении».
Члены парламента из числа лейбористов (к коим принадлежит и Стритинг) выбрали не футбольную, но не менее яркую аналогию: по их словам, глава правительства «празднует победу до окончания войны».
Тревожные ремарки звучат и безотносительно партийной принадлежности. Доктор Майкл Хэд, старший научный сотрудник в области глобального здравоохранения авторитетного Саутгемптонского университета, считает планы Джонсона «безответственными»: «Было бы полезно сохранить некоторые меры, в том числе, например, требование носить маски в закрытых помещениях и требования самоизоляции еще на несколько недель». Ему вторит и специалист по статистическому анализу Дэвид Шпигельхалтер из Кембриджского университета.
«Я вижу, что цифры (статистики) выглядят воодушевляющими, но последствия (отмены ограничений) предсказать очень сложно. Они могут быть хорошими, а могут и не быть», — лаконично отметил он.
В упрек Джонсону ставят не только поспешность и неосмотрительность. Так, «в комплекте» с отменой ограничений будет идти и прекращение бесплатного тестирования: его сохранят лишь для пожилых людей и тех, у кого диагностированы тяжелые хронические заболевания. Согласно данным правительства, это поможет сэкономить миллиарды фунтов. Отвечая на обвинения в стремлении сэкономить, члены консерваторов анонимно отвечают: зато тесты не будут обязательными.
Другой немаловажный момент — пресловутый «Патигейт», в рамках которого продолжается расследование обстоятельств «ковидных вечеринок», проходивших в правительственных учреждениях не без ведома премьера. В этом контексте отмену антивирусных мер многие продолжают считать не более, чем маневром Джонсона в стремлении переключить общественное внимание, о чем и сказал Уэс Стритинг.
Наконец, есть и репутационная составляющая: в конце ушедшей недели среди зараженных коронавирусом оказалась британская королева Елизавета II (получившая ранее, к слову, все три рекомендуемые дозы вакцины). На фоне монаршего «платинового» юбилея и разговоров о передаче власти смелые шаги Джонсона выглядят как минимум несвоевременными.
Несмотря на амбициозные планы правительства, «пути для отхода» сохраняются, отмечают британские СМИ. Хотя часть медсотрудников уже вернулась от борьбы с коронавирусом к обычным обязанностям, в Национальной службе здравоохранения (NHS) подчеркивают, что число койко-мест для потенциальных зараженных, увеличенное в период пандемии, решено пока не сокращать. Лаборатории, развернутые для оперативного тестирования на COVID, также не будут свернуты, несмотря на переход на преимущественно платную работу. Специалисты NHS отмечают: возврат к таким минимальным требованиям, как ношение масок, вполне вероятен, учитывая регулярные мутации коронавируса и наверняка неизбежное появление новых штаммов.