Из-за проблем с беженцами еще в начале ноября Польша закрыла пункт пропуска «Кузня Белостокская», а Литва внезапно начала модернизацию оборудования на своих таможенных пунктах, после чего их пропускная способность замедлилась в несколько раз. Ждать пересечения границы теперь приходится по 15-20 дней. Серьёзная проблема с движением в пунктах пропуска «Берестовица», "Райгардас", «Кузня Белостокская», «Привалка» , «Бенякони», «Каменный лог» и других. В Интернете есть сайт, где в режиме онлайн можно проверить загруженность любого таможенного поста на границе с Литвой. Изображение с камер обновляется раз в несколько минут.
Простой грузовых фур может обернуться серьёзными проблемами со снабжением для Калининградской области, куда из России направляется значительная часть автомобилей с самым различным товаром - от продуктов питания и вещей первой необходимости до топлива и бытовой техники. Бизнес терпит огромные убытки. Тем временем, устав ждать действий от властей, водители теперь пытаются решить проблему своими силами, самостоятельно регулируют движение на дороге и не дают вклиниться в поток тем, кто, минуя очередь, доезжает до пункта пропуска окольными путями. Многие используют такой нечестный способ от безысходности, считая, что в честной очереди ждать на границе можно и больше месяца
«Люди, которые хотят проехать вперёд всех, обычная проблема для нашего сообщества, - рассказывает «Московскому Комсомольцу» дальнобойщик из России с большим стажем международных перевозок. – На «Ивангороде» (Пропускной пункт на границе России и Эстонии) та же ситуация, подделывают документы и едут без очереди. Из-за них стоим тут со вторника. Компьютеры на границе не работают, оформляют всё вручную».
– Тяжёлая ситуация. А как вообще можно подделать такие документы?
– Документы делает не водитель, а отправитель. А они умные до жути, все хотят обмануть систему. Делают так – в рефрижератор к обычному грузу подкладывают несколько паллет со скоропортящейся продукцией, и вуаля – ты уже везешь срочный груз, который рискует испортиться, если тебя не пропустят быстрее всех. И закон не нарушен, и отправитель товара доставит груз в кратчайшие сроки. Подделать документы для таможни сложно, там предъявляют оригиналы, а вот очереди водителей можно показать и подделку, если спросят.
– Не было ли таких случаев, что тех, кто пытается проехать вне очереди, отправляли в самый её конец?
– Такая практика есть у поляков, но не очень распространённая. В Латвии за объезд очереди выписывают штраф в 200 евро, но для этого нужно вызывать полицию. А так, где возможно, тоже едут мимо. Каждому своя рубаха ближе к телу. Среди дальнобойщиков известен случай, когда на посту «Шумилкино» водитель объезжал очередь, его решили притормозить, завязался конфликт, драка. Итог – два человека не приедут домой: один на кладбище, другой в тюрьме.
– Большая сейчас очередь на «Ивангороде»? Как вы считаете, как водитель, какие меры нужно предпринять, чтобы избежать?
– Очередь сейчас около 8 километров. А бардак на дороге решается элементарно. Мэр города или глава населённого пункта дают место под стоянку, строит его частник или мэрия. Стоянка платная, выезд на границу по номерам. Всё условия – гостиница с душем, кафе, магазинчики. Всё даёт прибыль и окупается, и природе хорошо. Обочина чистая и в туалет в лес никто не ходит. Вот только есть одно условие – номера очереди должны выдавать пограничники, так как они люди служивые и самые некоррумпированные из всех ведомств.
– Как обычно водители решают проблему с продовольствием в таких условиях?
– Пару раз поголодаешь и запас «бомж-пакетов» (имеется ввиду лапша быстрого приготовления) за икру черную сойдёт, так и живём…
Неделями жить в кабине грузовика – каково это? Добавьте к этому мороз на улице, и ситуация уже будет напоминать своеобразный вид пытки. Жилой отсек в обычном европейском большегрузе на столь экстремальные условия не рассчитан и не впечатляет особыми удобствами – место для водителя и пассажира, а также небольшой спальный отсек в задней части кабины, вот и всё. Больше повезло владельцам американских грузовиков – там жилая часть уже напоминает небольшую комнату, но заокеанские монстры - редкие гости на наших дорогах. Даже выполнение простых жизненных функций становится для людей трудной задачей. Например, в туалет приходится ходить в ближайший лес, где снега по колено, а еду и воду добывать в ближайших деревнях в 5-6 километрах от дороги. Мыться приходиться холодной технической водой из канистр. Неудивительно, что терпение у многих водителей подходит к концу. Некоторые из них, не выдержав, бросают свои машины с грузом прямо на дороге и уезжают на время к своим семьям, чтобы вернуться, когда ситуация станет лучше. А вот тем, кто работает не на фирму, а на себя, совсем не повезло. Здесь уже прямые убытки терпит не работодатель, а сам шофер. И ему их никто не возместит.
Водители в чатах и сообществах дальнобойщиков, что в случайный сбой литовской системы не верят. Думают, что так Прибалтика отвечает Александру Лукашенко за ситуацию с мигрантами на границе, а также за совместные с Россией военные учения. Это частично признали и представители Таможенного департамента Литвы. Тем временем в Белоруссии на ближайшие дни объявлен красный уровень опасности. Запад страны накроет ветер до 108 км/ч, с дождём и снегом, а это значит, что несчастных дальнобойщиков ожидает ещё одна, на этот раз погодная опасность.