МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Путин взял Запад в клещи: подоплека нового обострения

Перспектива признания независимости Донбасса становится все реальнее

По соцсетям гуляет шутка на злобу дня: « Распорядок дня псковских десантников: 08.00 — завтрак, 09.00 — нападение на Украину, 12.00 — обед, 13.00 — взятие Киева, 18.00 — концерт Газманова, 21.00 —салют». А вот реальность: начало недели - появление серьезных надежд на деэскалацию кризиса после заявлений Москвы о возвращении войск в казармы после окончания учений. Финал недели: никакой деэскалации кризиса не происходит, обстановка в Донбассе становится еще более тревожной.

Фото: kremlin.ru

В четверг вечером МИД РФ вручил американскому послу, а потом сразу опубликовал российский ответ на американские предложения в сфере безопасности. Очень необычный дипломатический демарш и очень дипломатический документ. Скажу больше: дипломатии в этом документе процентов пять-десять, все остальное — пропитанная эмоциями политическая публицистика.

В чем смысл такого подхода? Наверное, в том, что США перевели свои отношения с Россией в плоскость информационной войны. Официальный Вашингтон «не заметил» заявлений Москвы о возвращении участвующих в учениях войск в места постоянной дислокации и продолжил бить в барабан войны. Одновременно в Донбассе началась непонятная движуха, очень похожая на сознательную украинскую провокацию. Все это вместе взятое могло подтолкнуть Кремль к действиям по принципу «с волками жить — по-волчьи выть».

Но это все частности, которые, как показывает опыт нынешнего кризиса, могут снова радикально трансформироваться во что-то принципиально иное через несколько дней. А вот к чему, как мне кажется, Москву подталкивает общая логика развития событий.

Получив им же самим организованную петицию из Государственной Думы с требованием признать независимость ДНР и ЛНР, Кремль поместил ее в «стоп-лист». Но вот долго ли она там будет находиться? Ответ на этот вопрос зависит от того, какой именно временной отрезок следует считать «долгим».

Москве необходимо соблюсти необходимый политес по отношению к Парижу и Берлину. Макрону надо дать возможность переизбраться, будучи при этом увенчанным лаврами миротворца (или хотя бы политика, который всячески изображает из себя миротворца). Шольцу следует дать возможность хорошенько поуговаривать Киев приступить наконец к практическому выполнению своих обязательств в рамках Минских соглашений. Все это займет некоторое время, исчисляемое, я думаю, даже не в неделях, а в месяцах. Но на что в плане выполнения Киевом Минских соглашений мы выйдем в финале? Абсолютно на то же самое, что мы имеем сейчас.

Требовать от Зеленского выполнения Минских соглашений — примерно то же самое, что требовать от него самолично родить теленочка. Президент Украины и не хочет, и не может этого сделать. «Коллективная мудрость» киевской политической элиты состоит в том, что эти договоренности для Украины невыгодны и выполнять их не следует. Точка.

Единственное, что в теории способно сдвинуть киевский политический бомонд с этой позиции, так это жесткое консолидированное давление со стороны США, ЕС и РФ. Но насколько велики шансы на то, что эта теория станет практикой? Настолько, насколько велики шансы, что Зеленский в реальности самолично родит теленочка. Западу — в первую очередь, США, — совершенно незачем проталкивать оптимальный для Москвы вариант разруливания кризиса в Донбассе. Не сделает он Путину такого подарка.

Какие варианты действий остаются у Москвы в этой ситуации? По большому счету, таких вариантов только два: либо смириться с продолжением нынешней ситуации бесконечной подвешенности, либо разрубить гордиев узел, официально признав Донбасс и взяв его под свое крыло. 

Первый вариант чреват большим количеством гарантированных неприятностей в самой ближайшей перспективе. Признание Донбасса обязательно повлечет за собой новые, довольно кусачие западные санкции и увеличит политическое давление на «Северный поток-2». Но Путин, я уверен, думает «в долгую». 

Почему Украину полностью устраивает вариант оттягивания на неопределенное время разрешения кризиса в Донбассе? Потому, что Киев в этом вопросе тоже думает «в долгую»: Путин Донбасс точно не сдаст. Но что сделает тот, кто придет к власти в Москве после Путина, не известно. И уж тем более не известно, что сделает тот, кто станет преемником преемника Путина. Киев согласен ждать. Киев согласен пойти на риск потерять мятежный Донбасс — чего горевать по отрезанному ломтю?

А вот Путин не может себе позволить такую роскошь как бесконечное ожидание. Ему важно решить донбасский вопрос раз и навсегда — точно так же, как он раз и навсегда решил крымский вопрос. Кроме того, Донбасс не находящийся под официальным российским покровительством — это опасный для Москвы фитиль, который Украина ( или другие теневые игроки) может зажечь в любой удобный для себя момент. Возьмем, например, нынешнее обострение в регионе. Никто (или почти никто) не знает, кто в данный момент выступает в роли «поджигателей войны». Но, как открыто признал Песков, ситуация в Донбассе может воспламениться в любой момент. 

Учитывая все это, Путин и взял сейчас Запад в клещи. Одна «клешня» упирается в канцлера Шольца, публично заявившего, что признание Россией Донбасса станет «политической катастрофой». А другая «клешня» нетерпеливо ждет момента, когда можно заявить о исчерпании возможностей ждать выполнения Украиной Минских соглашений и приступить к строительству новой постоянной геополитической реальности. Реальности, в которой рубежи Донбасса будут официально защищать уже не ополченцы, а российские вооруженные силы.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах