Новость о госпитализации Владимира Жириновского стала одной из главных в СМИ и соцсетях. При этом его соратники по партии как в рот воды набрали и ситуацию не комментируют, а пресс-служба фракции уверяет, что больной продолжает активно работать.
Давно известно, что ЛДПР - партия особенная, «вождистская», и вопрос о том, что будет с ней, если вождь в течение длительного времени из-за болезни работать не сможет или вообще политику оставит, далеко не праздный. «МК» поговорил об этом с экспертами, и вот что они сказали.
Константин Калачев, политолог и политтехнолог: «Сама ситуация с госпитализацией Жириновского не выстрелила бы так, если бы он не был 8 раз вакцинирован - для широкой публики это уже тема.
А что касается молчания партийцев - всё очень просто. Партия лидерская, решения в ней принимаются единолично, сегодня ты в фаворе, а завтра в опале, сегодня ты депутат, а завтра никто… А вождь - как Кащей Бессмертный: кажется, что он вечный. Выйдет из больницы, посмотрит, кто что говорил - и всех накажет.
Я хорошо помню ЛДПР начала 90-х годов: из тех людей, которые были тогда вокруг Жириновского, никого не осталось. Так что, не дай Бог, раньше времени высунешься в качестве возможного преемника! Все боятся фальстарта. Лучше промолчать…
Может ли ЛДПР выжить без Жириновского? Американский политолог Хантингтон говорил, что партия становится настоящей, когда она переживет своего отца-основателя, своего первого лидера. И в данном случае шансы на это есть.
Понятно, что рейтинг Жириновского выше, чем рейтинг его партии. Но у них уже есть сложившийся электорат - это мужчины среднего и старшего возраста, как правило, или служившие в армии, или на зоне отсидевшие, с образованием средним, доходами средними и ниже среднего, критически настроенные к власти, при этом социал-патриоты… Конкурировать с ЛДПР на этом поле некому.
Партия «Родина» в качестве конкурента не состоялась. А вопрос о замене лично Жириновскому можно решить просто - например, предложить партии коллегиальное руководство и обожествление вождя. «Завещание Жириновского», «заветы Жириновского» и так далее…
Разговоры о будущем ЛДПР вызваны ещё и с тем, что в Кремле есть планы переформатирования партийно-политической системы России. К старым партиям отношение там прохладно-скептическое, и ЛДПР, и КПРФ воспринимаются как реликты прошлого… Поэтому ЛДПР придется бороться за выживание не потому, что с Жириновским что-то случится - это может стать только триггером проблем, а из-за того, что люди, моделирующие нашу партийно-политическую жизнь, могут ЛДПР в будущем и не видеть вовсе. Тем более, что Жириновский - политик хотя и лояльно-сервильный, но во многом самостоятельный.
Особенность и причина долгой жизнеспособности его партии - стилистика, способность ситуативного реагирования, легкость и местами комичность. Удобные и лояльные ЛДПРовцы всё же не из тех, кто будет неделями согласовать каждый чих. А если, как некоторые другие партии, они тоже станут каждый чих согласовывать, это будет совсем не то.
Так что если пустить все на самотек, ЛДПР переживет Жириновского. А если попытаться взять ее под полный контроль - тогда возникнут вопросы, потому что у людей есть запрос на настоящее. Фальшь люди чувствуют…»
Алексей Макаркин, политолог, первый вице-президент Центра политических технологий»: «Перспективы ЛДПР обсуждались и ранее безотносительно к нынешней печальной истории: это персоналистская партия, рейтинги которой зависят от рейтингов первого лица.
Второго Жириновского, видимо, не будет. То, что он говорит, по сути говорят многие. Но одну и ту же песню может спеть, например, Алла Пугачева - и с некоторым выражением кто-то ещё, менее талантливый, и это будет совсем не то же самое: дело в том, КАК кто поет! А в случае с Жириновским - КАК он говорит. Он стал и остался первым артистом в нашей политике, до него все советские и российские политики были чрезвычайно серьезными, шли от программы, как правило…
ЛДПР - партия, где не может быть человека номер два. Оно время таким человеком был родной сын Жириновского Игорь Лебедев, но и он не удержался. А те персоны внутри партии, которые сейчас называют в качестве сменщиков Жириновского, не являются харизматичными фигурами, это лишь винтики партийной машины и воодушевить избирателей им будет крайне сложно.
Можно, конечно, поискать такого человека на стороне (Дмитрий Медведев - это смешно, конечно, и думаю, сказано в шутку), но проблема в том, что люди, претендующие на некую политическую харизму - Захар Прилепин, Максим Шевченко… они очень серьёзны. Даже пафосны. Значит, избиратель у них другой. К тому же если встраивать нового человека в уже сформировавшуюся избирательную машину, отлаженную под одного человека, могут возникнуть внутренние конфликты. Сейчас Жириновский всех строит, но как только он отойдет в сторону или уйдет - рисков того, что всё пойдет вразнос, станет гораздо больше.
У Жириновского есть еще одна особенность, делающая его трудно заменимым. Он - настоящий партийный политик, работает на свою партию. Нарезает круги по России, устраивает политические гастроли, выступает на митингах - политических шоу.
Но и без него не обязательно партия так уж сразу рухнет, тем более если сумеет сохранить внутреннее единство. У нее есть узнаваемый бренд, и, с фракцией в Госдуме, до следующих после ухода Жириновского парламентских выборов она точно дотянет. К тому же в регионах инерция может быть ещё более сильной: ЛДПР останется узнаваемой партией, а у людей не такой большой выбор…»