О своей обеспокоенности нынешним положением в Шенгенской зоне Макрон рассказал в ходе неформальной встречи министров внутренних дел стран-членов Европейского Союза во французском городе Туркуэн, состоявшейся в середине недели.
Несмотря на особый характер мероприятия, президент Франции присутствовал на нем как глава государства, председательствующего в Совете ЕС в данный момент. В своем выступлении Макрон подчеркнул, что ни о какой свободе передвижения внутри Шенгенской зоны не может идти речи, если не установить должный контроль над внешними границами объединения и Евросоюза (составы членов ЕС и присоединившихся к "шенгену" стран незначительно отличаются).
По словам французского президента, сейчас главными угрозами для единого европейского пространства стали терроризм и нелегальная миграция. Что касается беженцев-нелегалов, то, считает Макрон, речь идет уже не только о гуманитарных аспектах. Миграция превратилась в «гибридное оружие», способное дестабилизировать Европу, отметил он.
Очевидно, что Макрон имел в виду не только ситуацию на белорусско-польской границе, но и более близкие к нему территориально проблемы. Так, после встречи с главами МВД стран ЕС, президент дал интервью, в ходе которого возложил на Великобританию ответственность за смерти нелегалов, пытающихся пересечь пролив Ла-Манш. Например, в ноябре прошлого года при таких обстоятельствах погибли 27 человек: британский премьер Борис Джонсон тогда заявил, что французская сторона обязана принять назад других незаконных мигрантов.
Что же предлагает Макрон для усиления прочности европейских границ?
В первую очередь — создание так называемого Совета Шенгенской зоны, в рамках которого главы МВД стран-членов ЕС и "шенгена" могли бы вырабатывать коллегиальные решения. Деятельность такого органа, подчеркнул французский лидер, позволит не вносить изменений в основные международные договоры и даст больший простор для маневрирования в неординарных ситуациях.
Вторая мера, на которой настаивает Макрон — усиление обязательств о взаимопомощи по отношению к странам, находящимся "на внешнем крае" ЕС. В частности, подразумевается оперативная отправка туда международных сил — полиции и жандармерии — в случае возникновения кризиса.
В-третьих, отметил Макрон, для решение проблемы беженцев Европе понадобится участие и других государств.
"Нам также нужно работать со странами происхождения и транзита нелегальных мигрантов. Речь идет в первую очередь об Африке и Ближнем Востоке", — подчеркнул политик.
Заявления Макрона — не новы, о необходимости реформирования Шенгенской зоны он говорил и три, и два года назад, а ключевые принципы обозначил в конце 2021-го. Окончательный проект французской стороны должен быть представлен в марте; предполагается, что, в случае его одобрения всеми заинтересованными государствами, тогда же будет учрежден и Совет глав МВД, которому предстоит вырабатывать конкретные меры.
В данный момент все доводы формально на стороне Макрона: пандемия, кризис между Белоруссией и Польшей, нестабильность на Ближнем Востоке — все это, казалось бы, действительно должно подтолкнуть европейцев к консолидации в вопросе контроля границ.
Проблема в том, что и принципиальных противоречий по миграционным и пограничным проблемам среди европейских стран хватает. Еще в 2019 году тот же Макрон допускал возможность того, что при реформировании Шенгенской зоны из ее состава будут исключены члены, которые не участвуют в пропорциональном распределении мигрантов. При этом сам президент, вероятно, понимает, что к изменения готовы не все: неспроста он предлагает вариант, не подразумевающий правок в многосторонних договорах, поскольку их согласование, без сомнений, затянулось бы на неопределенный срок.
Очевидно также, что и "шантаж" с возможным исключением из "шенгена" многим придется не по вкусу: без обязательных для всех изменений в общеевропейском законодательстве ряд государств может просто не отправить своих министров в Совет, оставив его нерепрезентативным. В итоге пограничные проблемы придется решать проверенным, но долгим способом: согласуя все антикризисные меры в ходе отдельных переговоров, с взаимными ультиматумами и уступками.