Каков именно этот ответ? Госсекретарь отказался сообщать журналистам какие-либо детали, но суть кратко выразил его российский коллега Сергей Лавров: «По главному вопросу в этом документе позитивной реакции нет». «Главный вопрос» — это гарантии безопасности, которые Россия хочет видеть со стороны НАТО.
Запад, по словам Блинкена, выразил свою приверженность устоявшимся нормам международного права и положениям Устава НАТО. Что в переводе на более конкретный язык означает нерушимость европейских границ, закрепленную в Заключительном акте хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), гарантии безопасности Украине в соответствии с Будапештским меморандумом 1994 года (который подписала в том числе и Россия) и неуклонное действие 10-й статьи Устава НАТО, которая оставляет двери альянса открытыми для новых членов блока.
Официальные лица США также ранее неоднократно подчеркивали, что Америка и ее европейские союзники не потерпят установления в Европе сфер влияния какой бы то ни было державы, — камешек в огород Москвы, которая желает видеть так называемое ближнее зарубежье лояльным по отношению к Кремлю. Любая страна вольна выбирать свой внешнеполитический курс без оглядки на другие страны, говорит Запад. Украина закрепила в своей законодательной базе курс на евроатлантическую интеграцию, который, как показывают опросы, пользуется поддержкой большинства населения страны.
Госсекретарь Блинкен сообщил, что собирается встретиться с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и что у Америки есть сценарии на все случаи — и на случай отказа Москвы от ее «агрессивных», по мнению Вашингтона, действий, и на случай, если Кремль и дальше будет упорствовать в своих «нереалистичных», как считают США, требованиях безопасности и военных приготовлениях. Но даже если боссы внешней политики двух держав встретятся в ближайшее время и проявят максимальное желание найти компромисс, шансы на его достижение выглядят очень бледно. Как отмечают американские комментаторы, конфронтация зашла слишком далеко и для ее отката назад требуются некие «креативные идеи», позволяющие каждой из сторон «спасти лицо».
Идеи иногда слышны, хотя их выбор невелик. Тема России–Украины ежедневно присутствует в топе новостей американских, английских, немецких и прочих западных СМИ. Есть и аналитика, но в ней превалирует силовой подход: как заставить Россию отказаться от своих «агрессивных намерений», сделать для нее неприемлемой цену военной акции против Украины.
Давайте посмотрим на самые жесткие рекомендации — маловероятно, что они будут приняты в полном объеме, но всегда полезно знать, что угрожает в самом худшем случае. Старший научный сотрудник вашингтонского «мозгового центра» American Progress (этот центр связан с «Открытым обществом» Джорджа Сороса, запрещенным в РФ) Макс Бергманн пишет: «Вторжение России на Украину было бы катастрофой и для Украины, и для России, и потенциально — для устоявшейся на правовых принципах международной системы, которую мир старался поддерживать с 1945 года... Если Путин решит начать еще одно вторжение в Украину, Соединенные Штаты должны возглавить энергичный ответ». Цель этого ответа, указывает американский политолог, — сделать так, чтобы использование Кремлем силы «стало для него разрушительным экономически и геополитически».
Необходимость самых жестких мер, разъясняет Бергманн, продиктована тем, что нельзя допустить опасный прецедент. В мире полно режимов и политических деятелей, которые одержимы желанием «перекроить карты, захватить территории и включить в свои границы «этнических братьев», «покинутых» по ту сторону границы... Если России сойдет с рук расчленение ее демократического соседа, это может подтолкнуть Китай к аналогичным действиям в отношении Тайваня. Их примеру могут последовать другие государства, рассматривающие применение силы против более слабых соседей или соперников».
Итак, каков же план «высокой цены для России», который предлагает Бергманн? Он включает в себя девять пунктов:
1. Агрессивные действия против провластных российских олигархов, включая конфискацию их активов за рубежом, судебные процессы, аннуляцию виз и видов на жительство. Привлечение к ответственности их западных помощников и покровителей. Выделение дополнительных ресурсов на борьбу с «российским отмыванием денег, финансовыми преступлениями и политической коррупцией» (имеется в виду подкуп западных политиков).
2. Запрет на экспорт в Россию высокотехнологичных товаров и комплектующих из США, включая интеллектуальную собственность.
3. Санкции против российских финансовых институтов, отсечение их от системы межбанковских переводов SWIFT и других инструментов международной финансовой системы, прекращение любых операций с российским суверенным долгом. Поддержка экономики Украины.
4. Ликвидация энергозависимости Европы от России. Германия должна отказаться от «Северного потока-2» или подвергнуть его санкциям. Обложить углеводородным налогом все загрязняющие природу энергоисточники из России.
5. «Поддержка украинского сопротивления», но без участия вооруженных сил США в каких бы то ни было боевых действиях.
6. Укрепление и модернизация НАТО: полное перевооружение восточноевропейских и экс-советских членов блока на западную военную технику, увеличение расходов европейских стран на оборону, вовлечение в НАТО прежде нейтральных Швеции и Финляндии, размещение дополнительных американских сил и вооружений в Европе.
7. Широкое противодействие РФ на международной арене: уменьшить влияние России на Ближнем и Среднем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Балканах и в других районах мира.
8. Сохранение дипломатических каналов общения с Россией с целью уменьшения напряженности — как это было в период «холодной войны».
9. Подготовка к ответу России на все вышеперечисленные меры: усовершенствование контрразведывательной деятельности ФБР, противодействие активным мероприятиям России на территории США и других западных стран, усиление правовой базы для этого противодействия, координация усилий в данной области с западными партнерами, подготовка к отражению кибератак со стороны России.
В заключение Макс Бергманн предостерегает против завышенных ожиданий: если вдруг Россия все же осуществит вторжение, никакие меры — будь то экономические, политические, военные или иные — не заставят Москву пойти на попятную. «Наказание Кремля» рассчитано на долгосрочную перспективу — «Соединенным Штатам и их союзникам придется играть в длинную игру».
Для Запада дело осложняется тем, что «заплатить высокую цену» в случае военных действий на Украине придется не только России, но и западным странам. Как указывает телекомпания CNBC, в этом случае резко подскочат цены на нефть и другие энергоносители. А эти цены в Европе и без того очень высоки, пишет английская Daily Mail. И даже самодостаточные в плане энергоресурсов Штаты, отмечает CNN, почувствуют очередной удар инфляции через цены на нефть, которые могут быстро достичь отметки $100 за баррель.
А пока Россия и Запад продолжают наращивать взаимные обвинения и требования. «Подготовка к агрессии» — взаимное обвинение обеих сторон. НАТО заявляет о необходимости вывода российских войск с территории трех стран — Украины, Грузии и Молдовы — и возвращения в казармы тех сил, которые стянуты к украинской границе. Россия не считает Крым Украиной, отрицает наличие российских военных и оружия в Донбассе; для нее Абхазия и Южная Осетия — не часть Грузии, а «суверенные государства», а Приднестровье — потерянный для Молдовы «отрезанный ломоть», где статус-кво обеспечивают российские миротворцы. Что касается войск у границы Украины, то Москва говорит о своем суверенном праве двигать войска куда угодно в пределах своей территории. Однако при этом она озабочена сосредоточением украинских войск и вооружений вблизи Донбасса (на украинской территории).
Москва напоминает, что Украина не соблюдает Минские соглашения. Киев считает их мертвыми, так как они исключают рассмотрение России в качестве воюющей стороны, несущей ответственность за прекращение войны. Нет у Украины энтузиазма и по отношению к «нормандскому формату»: по словам вице-премьера Украины Алексея Резникова, «вопрос не в формате, а в том, о чем говорить». Запад поддерживает Украину и возлагает ответственность за продолжение войны на Россию, а Россия — на Украину и ее «внешних управляющих». Которые драматизируют «российскую угрозу» значительно больше, чем сама Украина, — Зеленскому приходится успокаивать Байдена и прочих западных коллег, считающих, что «интервенция начнется в феврале».
При таком раскладе надеяться на скорое ослабление конфронтации Россия-Запад не приходится. Скорее надо ожидать ее дальнейшего обострения.