По иронии ли судьбы или по продуманному Белым домом и Госдепартаментом сценарию, именно в президентскую годовщину Байдена государственный секретарь США прибыл с визитом на Украину. Уже на следующий день в Женеве он встретится с главой МИД России Сергеем Лавровым, потому неудивительно, что и Байден в своем выступлении много говорил о возможном прямом российско-украинском конфликте.
Согласно словам президента США, если в Кремле решат предпринять агрессивные действия по отношению к Украине, американская реакция будет жесткой и незамедлительной.
«Если они (русские) вторгнутся (на Украину), они заплатят. Их банки не смогут иметь дело с долларом», — подчеркнул Байден.
При этом он отметил, что, по его мнению, сам президент России Владимир Путин не хотел бы полномасштабной конфронтации с Западом. Однако, как пояснила в свою очередь пресс-секретарь Белого дома, вторжением в Вашингтоне будут считать любое, вне зависимости от масштаба, пересечение российскими военными украинской границы. Представителям президентского офиса вообще многое из речи Байдена пришлось объяснять, но ясности это не добавило.
О каких именно «невиданных» для Путина санкциях говорил американский лидер, до сих пор неясно: отключение от долларовых операций местные аналитики считают если и не блефом, то не самой критичной мерой. Полный пакет возможных новых ограничений, судя по всему, пока не «на столе» в Белом доме и существует в разрозненном виде лишь в байденовском воображении. Путин же еще в начале января дал понять, что дальнейшее давление на Россию обернется разрывом двусторонних отношений, чего в США не желают даже самые отчаянные «ястребы».
Параллельно с Байденом солидарность с Украиной против пресловутой «кремлевской агрессии» выразил и госсекретарь Блинкен, который ранее, комментируя назначенные на 21 января переговоры с Лавровым, подчеркнул: Вашингтон не направляет Москве никаких желаемых Кремлем гарантий безопасности, а лишь намечает перспективы продолжения диалога. Устроит ли это Россию — станет понятно лишь после встречи дипломатов. Однако Байден не исключил и проведения саммита на президентском уровне: по мнению как американских, так и российских политологов, это могло бы внести большую ясность в будущее отношений США и РФ, чем опосредованный обмен позициями.
Что касается внутренней политики, то Байден не стал, подобно своему предшественнику Дональду Трампу, называть негативные новости о себе «фейковыми», признав как проблемы в экономике (в частности, растущую инфляцию, которая уже приводит к дефициту ряда товаров в небольших городах), вызванные пандемией, так и, собственно, никуда не исчезнувшую опасность коронавируса. В начале месяца США побили свой же антирекорд, когда суточное количество зараженных перевалило за 1,4 млн человек, что, конечно, не смогли не заметить и участники опросов. Байден не преминул напомнить, что коронавирусный кризис в его стране — во многом следствие политики именно Трампа, долгое время игнорировавшего проблему. Однако, подняв идею более активной и эффективной борьбы с пандемией на предвыборное знамя, сам новый президент не оправдал ожиданий. Конечно, это связано не с его личной ролью: предсказать появление штамма «Омикрон», показавшего крайне высокую скорость распространения, было сложно. Кроме того, и это всегда важно в подобных случаях, в США далеко не все решают федеральные власти. Руководители некоторых штатов самостоятельно то и дело идут на смягчение карантинных мер, дабы избежать экономического коллапса на подконтрольных им территориях, увеличивая тем самым риск заражения.
Впрочем, и на стороне Байдена есть статистика, говорящая о снижении числа летальных исходов среди жертв пандемии. Отвечая журналисту по этой теме, глава государства не стеснялся в самовосхвалении.
«Вы знаете какого-либо президента, кто сделал бы столь же много в первый год? — парировал он вопрос репортера. — Назовите мне хоть одного».
Конечно, подобное сравнение тяжело назвать корректным, ведь никто до Байдена и не принимал охваченную пандемией страну под руководство. Однако и однозначно не согласиться с президентом нельзя: хотя его критики и напирают на провальные рейтинги, у того же Трампа, которому досталось более стабильное государство, они в первый год были еще ниже.
Как бы то ни было, годовщину на посту нынешний президент США явно встретил не так, как задумывал он сам и его команда. Иронично, что, по сути, Байдена преследуют проблемы, схожие с теми, которые влияют на рейтинг горячо поддерживаемого им украинского президента Владимира Зеленского (он тоже сильно «сдал», по опросам, за время пребывания в должности): оба лидера настолько увлеклись «российской угрозой», разрабатывая десятки сценариев вторжения и ответов на него, что, похоже, времени на внутренние дела им банально не хватает.