Реакция Салливана последовала на заявление замглавы МИД Российской Федерации Сергея Рябкова о том, что переговоры между Россией, США и НАТО зашли в тупик. По словам Рябкова, Россия может провести мероприятия по линии Военно-морского флота, если Соединенные Штаты будут провоцировать и продолжать оказывать военное давление на наше государство. На вопрос, есть ли вероятность развертывания российской военной инфраструктуры, на территории таких государств как Венесуэла или Куба, замглавы МИД ответил: «Я не хочу ничего подтверждать, ничего исключать здесь тоже не буду».
«МК» попросил директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Василия Кашина ответить, насколько обоснованы страхи США и какой реакции от них можно ожидать.
- Думаю, со стороны России это сильное политическое заявление. Насколько я знаю, вопрос базирования наших военных сил на территории Венесуэлы или Кубы всерьез никогда не обсуждался. Все, что у нас было ранее - это совместные учения по заправке кораблей и самолетов и полеты бомбардировщика Ту-160. Размещение крупной группировки на таком удалении от наших границ для России все же затруднительно. Поэтому, мне кажется, что это скорее гипотетическая возможность. Хотя, как минимум, с Венесуэлой, мы могли бы политически договориться в этом вопросе.
Я думаю, что наиболее вероятный вариант российского военного присутствия - это размещение пункта материально-технического обеспечения для флота, возможно, аэродрома для дальней авиации. Все-таки у нас уже не те масштабы и возможности, которые были при Советском Союзе. При появлении таких объектов, мы можем обеспечить присутствие в этом районе российских кораблей-носителей высокоточного оружия, боевой авиации и ограниченных сил.
- В чем для нас выгода военного присутствия на территории Латинской Америки, и каких финансовых затрат это может нам стоить?
- Если все ограничится теми силами, которые я перечислил, то, скорее всего, расходы российской стороны будут небольшими и ничего кардинального для нашего бюджета не произойдет. А вот влиять на американскую политику безопасности такое решение будет. И очень сильно. Это создаст дополнительный фактор напряженности, который потребует от США военных мер для противодействия гипотетической угрозе, а следовательно и финансовых затрат. Также это может потребовать от них экстренных политических мер по восстановлению своего влияния в регионе.
- Для Венесуэлы и Кубы размещение российских войск на своей территории скорее плюс?
- Выгода Венесуэлы очевидна. Их лидер чувствует свое неустойчивое положение. США его не признают, постоянно приходится сталкивается с попытками переворотов. Разумеется, появление российской военной базы станет для него гарантией безопасности. Скорее всего, в таком случае его вряд ли будут пытаться сместить военным путем.
- О каком «решительном ответе» со стороны США может идти речь, если все же Россия разместит свои войска в Латинской Америке?
- Скорее всего Соединенные Штаты будут воздействовать на те страны, которые позволили разместить российские базы. Эти государства могут столкнуться с ростом экономического и политического давления со стороны США. А мы столкнемся с теми или иными санкциями и еще большей напряженностью в наших отношениях. Думаю, об угрозе силового решения речь здесь не идет.