- Для чего предназначен польский автомат?
- Если отвлечься от модульной шелухи, то это достаточно типичный современный автомат, сделанный по относительно современным технологиям. По своему устройству он тяготеет к большинству западных систем, наследующих стрелковой системе AR-18. В остальном - ничего особенного.
- Значит, полякам рано конкурировать с Калашниковым?
- Ну, когда-то же надо начинать. Вообще, история с «Гротом» развивалась для поляков не лучшим образом. Все было сделано впопыхах и с большой долей политики, что в таких делах, в принципе, ни к чему хорошему не приводит.
- Зачем полякам понадобилось разрабатывать полностью свой автомат?
- Изначально военных вполне устраивали клоны автомата Калашникова - «Бериллы» производства «Радома» под натовский патрон. А система «Грот» с 2008-го года разрабатывалась в инициативном порядке Военной академией. Собралась группа полутеоретиков и задалась целью: давайте придумаем супер-пупер модульное оружие! Ну взбрела кабинетным офицерам идея создать идеальную универсальную пехотную винтовку, чтобы из нее на коленке можно было собрать, что душе угодно.
До 2016-го работы шли при минимальном финансировании и, что называется, на голом энтузиазме. В 2016-м пришло новое правительство. Оно решило, что польская армия должна воевать непременно польским оружием. Посмотрели, вроде, есть уникальная отечественная разработка, модная. Говорят: здорово, замечательно! Заказываем 50 тысяч штук, чтобы вооружить всех, кого можно. А оружие еще толком не доведено до приемлемых характеристик, не испытано в полевых условиях. Очевидно же, что после принятия на вооружение вылезут так называемые «детские болезни» системы. Но нет. Заказали.
- Можно ли назвать данную разработку авантюрой?
- Авантюрой было, в принципе, решение о закупке непроверенного оружия. Если бы все делалось по уму, было бы выделено финансирование, заказана опытная партия. Ее бы отправили в войска для испытаний на полгода-год. И по поступившим замечаниям провели бы доработку. Потом еще испытания - и все, можно запускать в серию. Ничего этого сделано не было. Так что это была чистейшей воды политическая авантюра. И по классике получили: «Поспешишь - людей насмешишь».