По словам собеседника «МК» (в интересах его безопасности имя его не называем), «мирные протестующие» первым делом захватили УВД в Талдыкоргане и 400 единиц оружия. Они подожгли здание акимата на площади Ленина. Кроме того, в одном из районов захватили жилую пятиэтажку вместе с заложниками. «Головорезов триста было», – сообщил мужчина.
По рассказам очевидца, многие жители все три дня беспорядков не выходили из дома. Не выходили даже за продуктами, кое-кому удалось запастись только хлебом.
«До ввода контингента ОДКБ в Казахстан боевики у нас два дня ездили по Талдыкоргану на джипах, спаивали мамбетов (малообеспеченные жители южных районов Казахстана из сельской местности. – «МК»), которые преимущественно занимались грабежом, – рассказал бывший офицер. – Чтобы передвигаться по городу, не вызывая подозрений, боевики захватывали пожарные машины и экипажи «скорой помощи». Так они ездили, ловили случайных прохожих. Некоторых убивали».
Боевики, по его словам, попытались захватить тюрьму в Талдыкоргане, чтобы освободить заключенных. Но это им сделать не удалось. Охрана открыла огонь на поражение.
Кроме того, рассказал собеседник, была попытка захватить воинскую часть в Елькине. Боевики приехали туда на машинах «скорой помощи». Но там тоже начали по ним стрелять, и боевики отступили.
«В Текели местные охотники скооперировались и перекрыли дорогу со стороны Каратальска и со стороны Карабулака, – рассказал бывший офицер. – Они понимали, что боевики из Талдыкоргана почти наверняка побежали бы, спасаясь от силовиков, в их сторону, чтобы бежать в горы на территории Китая».
Особенно возмутило местных жителей то, что в течение двух дней беспорядков практически отсутствовали полицейские.
«Полиции нигде не было видно, попрятались, – рассказал он. – Нету, оказывается, у казахов спецназа. Это упущение правительства!».
А вот боевики показали слаженность и хорошую подготовку. Они знали, куда им ехать.
Как известно, 2 января в нефтедобывающем городе Жанаозен на западе Казахстана начались протесты, которые позднее, несмотря на то, что экономические требования были удовлетворены, переросли в вооруженные столкновения с силовиками по всей стране. 5 января президент страны Касым-Жомарт Токаев ввел режим ЧП сроком до 19 января. На данный момент в страну введен миротворческий контингент ОДКБ, ситуация, по оценке властей, стабилизируется.