Почему украинские военные больше не хотят служить в «одной из сильнейших армий в Европе», как охарактеризовал ее Владимир Зеленский, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, «МК» рассказал ветеран Народной милиции Луганской народной республики Андрей Марочко.
— Тенденция сокращения численности личного состава в рядах вооруженных формирований Украины действительно есть. Но я бы не связывал это лишь с паникой вокруг мнимой «российской агрессии». По крайней мере, лично я не увидел резких скачков в графиках сокращений после таких заявлений. Есть ряд и других факторов. Прежде всего – ухудшение материально-технической базы вооруженных сил Украины. Но даже и это не основное. Ключевым моментом стало то, что Народная милиция ЛНР начала отвечать на противоправные действия противника. Особенно всполошили их контрснайперские мероприятия. За прошлый год вооруженные формирования Украины потеряли 43 военнослужащих в результате действий снайперских групп Народной милиции. Они начали нести потери, и этот факт стал «работать» на нас: количество обстрелов сократилось, бойцы ВСУ бегут и больше не хотят продлевать контракты. По сути дела, Украина готова воевать лишь с теми, кто не оказывает сопротивления. А когда мы «оскалили зубы», начались те самые панические настроения, про которые вы говорите. Сама цель наживы, ради которой они сюда приезжали, не оправдывается рисками для собственной жизни.
— Насколько критично такое положение вещей для ВСУ? Боеспособность армии значительно снижается или она компенсируется за счет наемников?
— Если говорить с профессиональной точки зрения, то подразделения и воинские части могут считаться боеготовыми, когда у них укомплектованность 100% и они полностью оснащены всем необходимым, начиная от продовольственных, материально-технических вещей, до техники, оружия и боеприпасов. Сейчас укомплектованность в некоторых частях ВСУ – в пределах 50-60%, в редких исключениях доходит до 80%. Причем абсолютно повсеместно. Этот недостаток компенсируют сводными подразделениями. Либо переходят на усиленный график несения службы. То есть, предположим, на наблюдательном пункте должно быть пять человек, а там по факту сейчас всего трое. Таким образом и выходят из ситуации.
— Вы как-то на себе чувствуете снижение численности украинской армии?
— Что касается Донбасса, то у нас ситуация стабильно напряженная, без существенных изменений. Боевые действия ведутся, и говорить об улучшении ситуации не стоит. Могу сказать, что прифронтовые населенные пункты как раньше обстреливали с территории Украины, так и сейчас обстреливают регулярно. Война продолжается.