Академия прописалась в Балашихе не так давно. Об этом рассказал встретивший меня на КПП начальник службы общественных связей академии. Так просто на эту территорию не попасть. Поскольку в военных делах я человек еще не искушенный, секретность прибавляла во мне трепета.
Мы миновали казармы — трехэтажные здания. Вдоль них — небольшая аллея с подстриженными заснеженными кустами можжевельника, скамейками и фонарями, как с новогодних открыток. Если бы не КПП, стенды с портретами героев и ракетные установки на постаментах, подумала бы, что это либо самый передовой научный центр, либо филиал одного из лучших европейских университетов. Построено все так, что видно: люди, работающие здесь, явно разбираются в новейших технологиях.
СПРАВКА «МК»
17 декабря 1959 года был образован новый, самый мощный вид Вооруженных сил СССР — Ракетные войска стратегического назначения. С 1995 года 17 декабря отмечается профессиональный праздник стратегических ракетчиков.
Курсанты живут в казармах три года. Потом два года — в общежитии. А вот девушкам-курсантам, а такие в ракетной академии, оказывается, тоже есть, повезло больше ребят. Они все пять лет обучения размещаются в общежитиях.
Лейтенанты после выпуска из академии попадают служить в те самые ракетные полки, которые принято называть нашим ракетно-ядерным щитом.
Как мне рассказали, главные требования к абитуриенту: хорошее знание математики, физики. Еще надо пройти профессионально-психологический отбор и сдать нормативы по физподготовке.
На территории академии под стать ухоженным казармам — стадион и клуб, универсальный физкультурно-оздоровительный комплекс и, конечно, главный учебно-лабораторный корпус.
На входе в цитадель ракетной науки — пусковые установки. Главный учебный корпус с аудиториями «из будущего». Например, есть научно-исследовательская лаборатория, оснащенная перспективными учебно-тренировочными системами и симуляторами, различными интерактивными сервисами и мультимедийными программами на современной компьютерной технике. В этом ключевом здании располагаются командование академии, лабораторные классы, учебные аудитории.
Изнутри центральный холл выглядит тоже представительно — диваны, инсталляция в виде макета академии, цветы, приятное освещение. Из военных атрибутов — фотографии ракет во весь размер стен, логотипы армии России на дверях. Кругом курсанты.
Один из них — Егор Сясин, учится на 4-м курсе. Ему поручили меня сопровождать и отвечать на все мои вопросы. В армии только так.
— Егор, почему именно эта академия?
— Потому что она связана именно с ракетным вооружением, — даже не задумываясь, отвечает Егор. — Я поступил со второго раза. Отучился год в гражданском вузе, и опять сюда. Я из Брянска, еще школьником интересовался ракетной тематикой. Постоянно слежу за новостями «Роскосмоса», за тем, что происходит в гражданской отрасли, а также непосредственно в военной.
— Какие впечатления?
— Захватывающие. Недавно у нас была стажировка на 4-м полигоне. Изучали полигон, его структуру, ездили на испытания. То есть увидели, чем непосредственно занимаются специалисты нашего профиля. Это было поразительно, наверное, самые яркие впечатления от учебы за последнее время.
Зашел разговор о студенчестве (от сессии до сессии живут студенты весело), о стипендии. У военных это денежное довольствие. Выяснилось, что такие деньги студентам гражданских учебных заведений и не снились. Поскольку Егор отличник и сдает все физические нормативы, он получает стипендию более 25 тысяч рублей. В отличие от студентов курсанты в свободное время, конечно, не подрабатывают.
— У нас много учебы, которую мы совмещаем с физической подготовкой, — поясняет Егор. — Гражданский студент сдает государственные экзамены по профилирующим предметам и защищает выпускную квалификационную работу, а мы сдаем то же самое, но еще и государственный экзамен по физической подготовке. Чтобы сдать его на «отлично», нужно готовиться. Поэтому, бывает, свободное время уделяем физподготовке. На начальных курсах сложно все успевать: мы должны учиться, ходить в наряды, выполнять другие задачи по службе. Часто времени не хватает. Но мы работаем в коллективе, друг другу помогаем.
— Что именно тебе нравится в учебе?
— Да все. Отличный вуз, классная научная и учебная базы. В аудиториях — макеты, образцы нашей ракетной техники. Можно работать «на железе». Материал преподносят интересно и грамотно, преподаватели помогают советами...
***
Мне как студентке бросается в глаза то, как мышление курсанта, будущего офицера, отличается от мышления моих институтских сверстников. Егор спокоен, серьезен, уверенно и честно общается со мной. У него отличная речь, я понимаю, что Егор много читает. Не могу, правда, сообразить, когда он успевает это делать.
СПРАВКА «МК»
Военная академия РВСН имени Петра Великого ведет свою историю от созданных в 1820 году офицерских классов артиллерийского училища. Несколько раз меняла прописку. Сейчас находится в подмосковной Балашихе. Награждена орденом Жукова.
Раз мне выпала возможность пообщаться с ребятами, которые в юном возрасте приняли такое серьезное решение и взяли на себя ответственность служить, я не хотела упустить возможность узнать об их отношении к жизни и перенять жизненный опыт.
— Что для тебя самое ценное в жизни?
— Думаю, любовь к Родине.
Сказано без всякого пафоса, спокойно, как будто он был готов к такому серьезному вопросу.
— Ты ощущаешь, что это твой долг — служить?
— Не то что долг, это мое желание. Если это моя цель в жизни, то я все равно буду к ней идти.
— Какие, по-твоему, главные качества для военного и для мужчины?
— Целеустремленность. Наверное, ответственность — больше для военного, но мужчина тоже должен быть ответственным, например, за свою семью...
***
Мне крупно повезло — я смогла пообщаться в этот день еще и с девушкой-курсантом. Их куда меньше в академии, чем ребят. Знакомьтесь: Анастасия Шатарова, курсант 4-го курса. Улыбчивая, симпатичная. Я, кстати, заметила, что девчонки в этой академии умеют оставаться женственными в берцах и военной форме. Конечно, к Анастасии у меня были и девчачьи вопросы. Но вначале спросила о выборе профессии.
— Почему именно ракетные войска?
— Мне еще в школе нравились военные кружки. На занятиях по ОБЖ любила собирать и разбирать автомат. Во время сборов мы копали окопы. Мне было это интересно, потому и выбрала военный вуз. Почему ракеты? Это что-то новое, необычное, то, что не встречается в обычной жизни. Когда я попала в академический павильон военной техники, я чуть не расплакалась от эмоций. Это такая мощь, такая красота.
— На «гражданке» есть предубеждение, что девушкам трудно построить серьезную карьеру в армии...
— Пока не знаю. Как курсантов нас здесь точно не ущемляют в сравнении с ребятами.
Настя попала в первый женский набор. Конкурс уже тогда был 10 девчонок на место. Требования были те же самые, что и к парням. Сейчас в РВСН учатся 39 девушек. На вопрос, тяжело ли учиться, Настя ответила почти как Егор:
— Если ты действительно учишься, то не тяжело. Есть предметы, в которые нужно углубляться, чтобы их выучить. Если есть интерес, желание и старание, то все нормально. Мы сложности преодолеваем. Трудно, конечно, все успеть освоить в короткий срок. Большинство курсантов видишь с ежедневниками, блокнотиками — они планируют свой день.
— К девушкам снисходительнее относятся?
— Требования ко всем одни. Но все-таки как девушкам нам говорят, что мы лицо академии, и иногда относятся лояльнее.
— Какие, по-твоему, главные качества для военного? (Захотелось сравнить взгляды парней и девушек на один и тот же предмет.)
— Думаю, что это честность как к людям, так и в первую очередь перед собой.
— А для женщины-военного?
— Ничего не меняется.
— А для женщины?
— Для женщины главное качество, считаю, самодостаточность: ты сама знаешь, чего ты хочешь, что ты можешь, а потом уже все придет...
***
Ребята говорили об учебе так, как будто справляются с ней на раз-два. Хотя я знаю, что учиться в академии в разы тяжелее, чем в любом гражданском вузе. Но ни Анастасия, ни Егор не высказали ни капли сожаления о том, что выбрали такой путь.
— У нас сильное учебное отделение, — рассказывает Анастасия. — Из десяти девушек половина отличницы. У ребят на десять человек приходится примерно три отличника. Вообще, у нас ребята мозговитые. Если в школе девчонки кажутся умнее парней, то здесь так не скажешь. Ребята соображают и очень много чего знают.
Слова Насти прокомментировал сопровождавший меня офицер:
— Вот она сейчас говорит, будто все просто, но учиться на самом деле очень тяжело. Она правильно подобрала слово «мозговитый», потому что другой здесь учиться просто не сможет. Везде, по всем направлениям идут высшая математика, физика. Академия — это фундамент. И ребята понимают, что чем крепче фундамент они «построят», тем проще в процессе службы им будет разобраться. Ракеты здесь изучают «до каждой заклепки», и любой ракетчик должен знать физические принципы, по которым функционирует ракетная техника.
Как мне объяснили, сегодня в условиях инновационного развития на ракетных комплексах «Авангард», «Ярс», «Сармат» успешно реализованы новейшие технические идеи XXI века. Боевые возможности новых ракет поражают воображение. Их преимущества — в очень высокой готовности к пуску, надежности и точности, в практически полной неуязвимости в процессе полета. Новые ракетные комплексы обеспечивают надежную защиту нашей страны от внешних военных угроз.
***
Следующая академическая достопримечательность — музей. Большая аудитория с музейными витринами и ценными экспонатами. Мундиры, оружие, ордена, фотографии, документы. Начальник музея Виталий Лишик успел рассказать мне историю любви генерала Мосина, о которой мы бы не узнали, если бы не изобретенная Мосиным винтовка. Как оказалось, 300 тысяч рублей из гонорара, который он получил за создание винтовки, он отдал за «выкуп» своей возлюбленной — Варвары Николаевны — у мужа-тирана.
«Эта винтовка соединила двоих», — резюмировал Виталий Филиппович.
Есть в музее ракетчиков и подлинный кусок, отколовшийся от Царь-колокола. Дело было так. В 1979 году группа специалистов приняла участие в реставрации Царь-колокола и Царь-пушки. Академия блестяще справилась с поставленной задачей. В память об этом событии оставили на лафете пушки упоминание о тех, кто участвовал в реставрационных работах.
***
В академии я впервые в жизни надела очки виртуальной реальности не для развлечения, а для тренировки. Тренажер состоит из компьютера, датчиков, контроллеров, программного обеспечения и самих VR-очков. Егор рассказал мне, что тренажер позволяет попасть на виртуальную боевую стартовую позицию ракетного комплекса «Авангард», чтобы провести технологические операции. В будущем лейтенантам придется все это проводить уже на боевых ракетах, установленных в шахтах.
Здесь же в игровой форме курсанты учатся доводить свои действия до автоматизма. Организован взаимный контроль: один курсант выполняет, второй говорит ему, что делать, а третий контролирует процесс и руководит им.
Я не очень-то быстро привыкаю к новым компьютерным программам, но с VR я скоро разобралась. Мне поставили простую задачу: дойти до ракетной шахты, закрепить тросы и нажать на пульт, чтобы поднять ракету из шахты.
Думаю, если бы такие технологии были в гражданских вузах, вряд ли студенты прогуливали бы пары. Таких компьютерных игр не купить и не скачать в Интернете.
Этот тренажер стоит в огромной учебной аудитории, в которой собраны все наши стратегические ракеты РВСН — от самых первых до современных. В мире подобных аудиторий не существует.
И, наверное, нигде больше вам не расскажут так увлекательно о том, как создавался наш ракетно-ядерный щит. Дух захватывает от творческой смелости наших конструкторов, например Сергея Павловича Королева.
Начальник кафедры Андрей Трибунский, который прочитал мне целую лекцию, не стал отвечать только на один вопрос: какой ущерб может нанести противнику любая из этих ракет. «Не надо про это, — попросил он. — Они используются исключительно для защиты. Главная задача РВСН — это задача сдерживания вероятного противника от возможной агрессии. Эту задачу Ракетные войска успешно решают. За многие годы суверенитету Российской Федерации ничего не угрожало».
Пожалуй, на этих словах уважаемого ракетчика можно было поставить точку. Лично я убедилась: будущие повелители «красной кнопки» — люди очень миролюбивые и спокойные. С такими защитниками спокойнее и всем нам.
Подозреваю, что еще много интересного в академии осталось недоступно для корреспондента «Московского комсомольца». Но я достаточно узнала, например, о жизни курсантов, познакомилась со своими ровесниками, выбравшими непростую и ответственную стезю. А еще увидела мощнейшие ракеты. И те и другие оставили у меня равноценное ощущение надежности, спокойствия и уверенности в будущем России.