Для понимания специфики происходящего необходимо совершить краткий экскурс в недавнюю историю. Как известно, нынешний президент Николас Мадуро занял верховный пост в апреле 2013 года. Его приход на вершину власти был обусловлен смертью его предшественника Уго Чавеса, назвавшего на смертном одре преемника и попросившего его поддержать. Оппозиция, сгруппировавшаяся в рамках «Круглого стола демократического единства», выдвинула кандидатом Энрике Каприлеса. Между ними и развернулось сражение за высшую должность. Успеха с микроскопическим преимуществом добился представитель власти. Оппозиция потребовала частично пересчитать голоса. Власть отказалась это сделать. Так возникла острейшая конфронтация, не стихавшая ряд лет.
Противостояние резко обострилось после парламентских баталий 2015 года, на которых оппозиция завоевала подавляющее большинство кресел в Национальной ассамблее. В ответ президент созвал Национальную конституционную ассамблею, образовав параллельные структуры законодательной власти. Он заблокировал проведение референдума по отзыву, предусмотренного Основным законом, а потом провел в 2018 году досрочные выборы, не допустив участия в них представителя организованной оппозиции. В процедуре участвовала лишь треть электората, но ее признали легитимной.
Следует признать, что глава государства показал себя изощренным политиком. Он сумел разобщить консолидированную оппозицию. Создал послушный парламент, кардинально отличающийся от предыдущего, которым ныне управляет по собственному разумению.
Очередная надежда на снижение напряженности появилась 24 июля 2021 года. Тогда в интервью телеканалу Telesur президент Венесуэлы заявил о готовности участвовать в переговорах в Мексике, созывавшихся при посредничестве хозяйки встречи и посланцев Норвегии, неоднократно инициировавших подобные контакты. Прежние переговоры завершались, правда, без успеха из-за неспособности официальной стороны пойти на малейшие уступки оппонентам. Так, диалог стартовал в Доминиканской Республике, длился с сентября 2017-го по январь 2018 года. Затем к переговорам подключился Пабло Паролин, специальный представитель папы римского, приезжавший в Каракас и уехавший глубоко разочарованным. Позднее к понтифику напрямую обратились с просьбой о посредничестве обе стороны. Глава Католической церкви жестко отказал президенту, напоминая, что его посланцы имитировали переговоры лишь для оттяжки времени. Были и встречи на Барбадосе. Все попытки оканчивались безрезультатно.
Ожиданий в связи с нынешним диалогом было предостаточно. Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш высоко оценил значение встречи. США обещали смягчить санкции в случае достижения прогресса. Мадуро оценил эти действия как свидетельство признания легитимности существующей власти.
На сей раз президентскую команду возглавил опытный царедворец, беспрекословно выполнявший все инструкции руководства, председатель реструктурированной Национальной ассамблеи Хорхе Родригес. Переговоры стартовали 13 августа. Стороны на первом заседании приняли меморандум о взаимопонимании, договорились создать механизм консультаций и продолжить встречи в период 3 по 6 сентября.
Обсуждение длилось долго, постоянно срывалось, возобновлялось вновь. У сторон были диаметрально противоположные позиции. Правительство полагало, что надлежит потребовать от североамериканских властей прекращения экономического эмбарго, возвращения значительной части национального запаса золота. Оппозиция убеждена, что следует наметить сроки проведения парламентских и президентских выборов. По ее мнению, вопросы, выдвигаемые властью, не могут быть обсуждены вначале, ибо противная сторона не считает режим легитимным.
Ситуация кардинально изменилась после согласия оппонентов участвовать в электоральном процессе. В этих условиях мировая общественность решила направить своих наблюдателей. Жозеп Боррель, верховный комиссар по внешней политике и безопасности Евросоюза, согласился направить наблюдателей. Ими будет рулить португальская социалистка Исабель Сантос. Она заявила, что будет содействовать прозрачности демократического процесса, в котором европейцы не участвовали с 2015 года.
О готовности всемерно содействовать этой процедуре говорил российский министр иностранных дел Сергей Лавров на ноябрьской встрече с венесуэльским коллегой Феликсом Пласенсией. Участвовали в процессе и представители ООН, американского Центра Картера и других структур. Общее количество иностранных посланцев составит 300 человек, только Евросоюз отрядил 34 представителей. В то же время высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США заявил, что в стране не создано надлежащих условий для проведения свободного волеизъявления граждан.
Был частично реорганизован Национальный избирательный совет — орган, ответственный за подготовку и проведение процедуры. В него вошли два оппозиционера, сменился и председатель.
Итоги мегаристалищ, в которых разыгрывались кресла губернаторов, мэров городов и муниципальных советников, таковы. К урнам явилось 40% электората. В 18 штатах верх взяли выдвиженцы официальных кругов. В двух штатах, в том числе Сулия — крупнейшем по размерам и численности населения регионе, — успеха добились представители оппозиции. Они получили 117 мест глав городов.
Международные наблюдатели особых нарушений не зафиксировали. Правда, госсекретарь США Энтони Блинкин после процедуры заявил, что она не отразила воли народа, все было предопределено заранее. Аналогичное мнение высказала министр иностранных дел Канады. Разрозненная оппозиция, видимо, извлечет урок из произошедшего, начнет готовиться к очередным схваткам, попытается воссоздать былую мощь.
Создавалось ощущение, что президентская сторона наконец осознала важную истину. Непродуктивно, как прежде, полностью зачищать все политическое пространство. Следует, сохраняя власть в собственных руках, создать минимальные условия для оппозиции, позволить ей продемонстрировать свои возможности. В таком случае жизнь станет насыщеннее, заиграет другими красками.
Можно было предположить, что с Николасом Мадуро произошла причудливая метаморфоза. Он неукоснительно следует линии предшественника, а именно: любыми методами удержать бразды правления, доведя хозяйство до коллапса, отпустив на вольные хлеба 5,6 миллиона граждан, преимущественно дееспособного возраста. Разрубить гордиев узел венесуэльского кризиса пока не удалось. Однако надежда остается, она, как известно, умирает последней.
Президент, решивший стратегическую задачу, добившийся де-факто легитимности, чувствует себя триумфатором.