Волнительные эмоции
Войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) предназначены для боевого обеспечения Сухопутных войск. Их задача - снижение потерь при выполнении боевых задач в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения, повышение их живучести и защищенности. А еще - предотвращение или прекращение эпидемий, ликвидация последствия аварий на радиационно, химически и биологически опасных объектах.
- С погодой нам повезло, - настроение у сопровождающего офицера этим пасмурным утром явно лучше моего. 2 градуса тепла на улице не прибавляют бодрости.
- А обещали снег, хорошо бы нам все успеть здесь, - продолжает мой провожатый. - Я кстати, бушлат вам взял, что-то вы не для улицы оделись.
Бушлат это хорошо, пару часов продержаться можно.
Полигон «Песчаное», граница Костромской и Ярославской областей. Мое знакомство со спецификой службы военных химиков началось здесь.
Дымовая машина ТДА-3, с ее помощью можно скрыть от нежелательных глаз практически все – и людей, и технику. Продемонстрировать подготовку к работе военной техники, поручено двум девушкам-курсантам академии.
Справка «МК»
Машина ТДА-3 предназначена для постановки приземных и приподнятых аэрозольных завес для маскировки войск и объектов от систем разведки и наведения высокоточного оружия в видимом и ИК-диапазоне, а также для проведения специальной обработки.
Все элементы установлены, нужные кнопки, в многообразии которых может разобраться только профи, включены, машина к работе готова. И вот уже из сопла валит густой белый дым, постепенно укутывая собой и пряча все вокруг. Зрелище эффектное.
На втором этапе девчонки, облаченные в специальные защитные костюмы и противогазы, уже готовятся показать, как проходит обработка транспорта при помощи комплекта аэрозольной дезинфекции. В качестве условно зараженного объекта - бронетранспортер. Как рассказали военные, такой способ обработки подходит не только для транспорта, но и для сооружений и индивидуальной обработки.
Офицер рассказал, что в начале 2020 года, в первую волну Covid 19, химики принимали активное участие в борьбе с опасной инфекцией. Например, проводили спецобработку прибывающих в Россию воздушных судов из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
На военном аэродроме в Чкаловском таким способом обрабатывались наружные и внутренние части самолетов, грузы и члены экипажей. Военные химики обработали более двухсот самолетов и свыше десяти тысяч тонн грузов.
Один из мощнейших реактивных пехотных огнеметов повышенной дальности РПО-А «Шмель» - гордость войск РХБЗ. Даже видео их боевого применения впечатляет. Невольно вздрагиваешь от грохота в момент выстрела. В реальности же это выглядит куда круче. Ты чуть ли не подпрыгиваешь на месте во время залпа. Весит огнемет тоже не мало, порядка 11 килограммов. Оружие совсем не женское. Но, как говорится, «глаза бояться, а руки делают». Даже хрупкие женские руки. К слову, стреляют девчонки вполне уверенно.
Справка «МК»
«Шмель», известный со времен войны в Афганистане, как «Шайтан-труба» — советский и российский реактивный пехотный огнемёт одноразового применения. Предназначен для поражения укрытых огневых точек противника, вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники, уничтожения живой силы противника.
- Это такие волнительные эмоции, их даже сложно описать словами, - делится своими впечатлениями курсант Валерия Шилова. - Их надо прочувствовать самому. Когда ты стоишь в стороне это одно, а когда держишь огнемет в руках - все по-другому.
- Мы до этого отрабатывали стрельбу из огнемета на учебном тренажере «Янычар», - подхватывает слова девушки ее сестра-близняшка Вероника. - И даже несмотря на то, что он максимально приближен по весу к оригиналу, настоящее оружие это совсем другое. Очень волнительно было. Мы же впервые стреляли. И всего одна попытка, огнемет-то не перезарядишь.
И ученые, и военные
- Военная академия радиационной, химической и биологической защиты - многопрофильный вуз, - рассказывает мой сопровождающий, пока мы идем вдоль плаца к учебному корпусу. – Здесь готовят высококвалифицированных специалистов для войск. В условиях непростой эпидемиологической остановки будущих офицеров обучают бороться и с короновирусной инфекцией. Раньше академия располагалась в Москве, а с 2006 года находится здесь. Ежегодно из этих стен выпускается более двухсот лейтенантов, специалистов своего дела, которые распределяются по всей нашей стране.
Во время теоретических занятий и в лабораториях курсанты больше похожи на ученых, чем на военных. И дело тут не только в белых халатах, защитных масках и перчатках. Многообразие различных приборов и пробирок на столах, сосредоточенные лица, все это говорит о серьезности процесса.
- Сейчас в лаборатории проходит занятие на тему «Подготовка проб патогенных биологических агентов на наличие коронавирусной инфекции методом ПЦР». Используется сложное аналитическое оборудование, - поясняет преподаватель кафедры. - Такое оборудование имеется на вооружении в подвижных мобильных химических биологических лабораториях войск РХБ защиты.
- Какие качества важны для будущих военных химиков?
- Спокойствие, педантичность, внимательность. У нас много мелких приборов, существует опасность при работе с микроорганизмами, нужна большая аккуратность. В этом плане девушкам, конечно, легче, так как женщины по природе более усидчивые. Но мальчишки зато лучше разбираются в оборудовании.
- Девушки у вас стали учится относительно недавно, всего четыре года назад. Как вы считаете, нужны женщины в войсках РХБЗ?
- При наличии необходимых знаний и навыков женщины способны выполнять задачи на любой должности. Пожалуй, за исключением тех, где необходима мужская физическая сила.
Курсант Екатерина Лось, приехала на малую родину Островского из Воркуты. В военный вуз удалось поступить не с первой попытки, рассказывает она. Конкурс среди девушек большой - 7-10 человек на место. Но оно того стоит, считает Екатерина. Даже несмотря на первоначальные трудности, учеба очень интересная. Поблажек для девчонок нет. Живут в казармах, заступают в наряды, выезжают на учения. Все - наравне с мужчинами.
- И учиться и жить женским коллективом сложно?
- В начале, конечно, была притирка, но это даже интересно. Все такие разные, из разных городов, с разными историями, с разными мотивами для поступления.
- О чем мечтаете, помимо служебной карьеры?
- О семье, конечно.
Уникальное в своем роде подразделение при академии – научная рота. Здесь военнослужащие-операторы, помимо основных возложенных задач, занимаются разработкой и апробированием новых средств индивидуальной защиты и других разработок, помогающих, в том числе в борьбе с ковидом.
Попасть на такую службу может далеко не каждый. Помимо профильного образования, надо еще успешно пройти конкурс. Большую часть времени молодые ученые заняты разработкой защитных костюмов, средств защиты органов дыхания, масок и респираторов для медицинских работников. Конструируют средства защиты и подбирают материалы.
Вот и рядовой Антон Ананьев, закончив магистратуру в Тамбовском государственном техническом университете, решил отдать свой долг Родине и попросился в научную роту.
- Я решил применить свои знания и навыки, полученные в высшем учебном заведении на благо Родины, для спасения человеческих жизней в непростое время.
***
Показали военные и учебно-тренировочные классы, где курсанты постигают азы обращения с сложной военной техникой на мультимедийных тренажерах «Каунас». Это точная виртуальная копия боевой машины, которая служит для подготовки экипажей тяжелых огнеметных систем. Есть тренажеры «Янычар» для подготовки огнеметчиков к стрельбе из реактивных пехотных огнеметов РПО-А.
- Мы должны выйти из вуза грамотными командирами, - рассказывает курсант Дмитрий Милешин. – У нас широкий спектр задач. Мы должны знать и химию, и биологию, и баллистику.
***
Пообщавшись за время визита с будущими офицерами, начинаешь понимать, что всех этих ребят объединяет не только желание получить престижную военную профессию, но и искреннее желание помогать людям. А с таким настроем любые трудности по плечу.