Бои вокруг Донецка, Горловки, Авдеевки идут с применением артиллерии с прошлой зимы. Но сейчас возник совершенно новый феномен, который применение «байрактаров», «как в Нагорном Карабахе», только подсветило. Во-первых, ВСУ вернулись к тактике времен Петра Порошенко – они снова появляются в «серых зонах» перед линией соприкосновения. Во-вторых, силы ДНР начали воевать теперь и на южном фланге – между Тельманово и Гранитным, где последние года четыре был относительно тихий угол.
Но 26 октября в Тельманово среди бела дня из-за обстрелов спускали детей в подвал в детском саду, да и жители жалуются на ночь, проведенную в укрытиях. Кое-где в районном центре побиты трансформаторы, на отдельных улицах нет света, снаряды падали вплотную к городской застройке – потерь среди гражданских нет, а про военных в ДНР традиционно не сообщают.
В украинском Гранитном в это же время в село не могут пробиться благотворительные организации, целые улицы 26 октября тут остались без стекол и электричества. Машины с пленкой и фанерой для закрытия окон не пускают за блокпосты – вокруг села командованием ВСУ объявлена «красная зона», с утра 27 октября тут опять идет бой. Война началась внезапно, но назревала месяц – поэтому понятно, что к мысли о первом применении «байрактаров» новый главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный пришел давно, уж больно тут местность подходящая.
Линия фронта на Донбассе плотно прилегает к большим городам, ополчение в 2014 укрепилось в пригородах Донецка, Горловки, Луганска и вплотную к бетонной застройке окопалась под Ясиноватой, Дебальцево и Авдеевкой. Украинцы сидят в окраинных домах той же Авдеевки, Марьинки и полностью занимают донецкий поселок Пески. Тут особо тяжелую артиллерию и беспилотную авиацию не применишь.
Споры о том, правда ли комплекс «Байрактар» ударил по гаубице и расчету Д-30 в 11 километрах от линии соприкосновения, не пересекая ее, как утверждается в заявлении Генерального штаба ВСУ, не могут скрыть главного... Эта батарея из ДНР била по позициям украинской 93-й бригады, поскольку эти позиции передвинулись вперед – ВСУ 25 октября зашло в село Старомарьинка, которое находится в «серой зоне».
Старомарьинка находится между блокпостами ДНР и Украины. Получалось, что паспорта с пропиской в этом маленьком селе стали своеобразным пропуском через линию соприкосновения в обе стороны – жителей пускали и в «ДНРовское» Тельманово за «российскими» пенсиями в рублях и в украинское Гранитное в магазин со свежим хлебом и к врачу в местной амбулатории. Соответственно и работали люди из Старомарьинки и в Тельманово с Донецком, и в Гранитном. А пенсионеры, как правило, имели паспорта ДНР и получали две пенсии – в рублях и гривне.
Месяц назад жителей Старомарьинки в связи с обострением противостояния перестали пускать через блокпост в ДНР. А 25 октября глава военно-гражданской администрации села Гранитное Владимир Веселкин под прикрытием солдат зашел со своими помощниками переписывать повреждения домов и брать село под административный контроль уже украинской власти. 26 октября из ДНР последовал ответ: новые позиции 93-й бригады обстреляла тяжелая артиллерия. Била артиллерия после обеда, светлым днем, взрывами повреждены дома вдоль реки в Гранитном. А потом подключился «Байрактар». Он снял с неба подрыв гаубицы маломощным боеприпасом и то, как разбегается расчет – о убитых и раненых пока не известно.
Но уже понятно, что маленькая Старомарьинка стала новой «горячей точкой» на донбасском фронте.