Каким все же будет новый парламент? Местом для дискуссий или «бешеным принтером» прежних созывов?
Новый российский парламент образца 2021 года оказался максимально близко похож на предыдущий. В отличие от прежних выборных лет, когда с новой Думой приходили новые политики, в этот раз избранный курс на консервацию политической ситуации себя оправдал. По гамбургскому счету все остались при своих. Единственной новостью этих выборов оказалась новая — пятая — партия «Новые люди», еле-еле преодолевшая проходной барьер и получившая минимальную за всю новейшую историю российского парламентаризма фракцию на Охотном Ряду. 15 человек теперь будут представлять идейных наследников «Союза правых сил» в Госдуме. Что само по себе, конечно, весьма характерно. Поскольку новый-старый куратор внутренней политики РФ, первый замглавы Администрации Президента России Сергей Кириенко, сам когда-то, в 1999 году, был главой молодой фракции российских либералов в парламенте. И вот спустя 22 года он вернул в парламент выбывших еще в 2003-м демократов.
С одной стороны, все остались при своем — Вячеслав Володин в кресле спикера, «Единая Россия» — в статусе партии конституционного, то есть абсолютного, большинства…
Но не все так просто.
Во-первых, выросло количество думских комитетов с 24 до 32 — в логике консервации надо было оставить максимальное количество комитетов за прежними начальниками, да и новых не обидеть. Так, «Новые люди» получили себе два комитета, а упавшая почти в два раза ЛДПР сохранила свои прежние четыре. Кто-то говорил, мол, накажут коммунистов за их несговорчивую позицию и нежелание признавать результаты электронного голосования — но нет, все свои основные комитеты коммунисты сохранили, а вместо Комитета по гражданскому обществу и религиозным организациям избранный от Воронежа и Белгорода Сергей Гаврилов вернулся на пост главы Комитета по собственности.
Для увеличения количества комитетов в новом парламенте их делили почкованием — был Комитет по делам спорта, туризма и молодежной политики, стало три отдельных комитета. Но не всегда, для некоторых высокопоставленных депутатов-первоходов комитеты укрупняли, как, например, под бывшего министра по делам природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина — создали одноименный комитет. Кстати, экологическая повестка будет очень важной составляющей законотворчества новой Думы — в свете того, что Владимир Путин собирается объявить на Всемирном климатическом форуме в шотландском Глазго уже в ноябре о больших планах России по борьбе с изменением климата, экологические нормы придется менять совсем скоро.
Тема борьбы с бедностью станет одной из основных в повестке ближайших лет. Совершенно нельзя исключать, что власть примет в том или ином варианте предвыборное предложение «Справедливой России — За правду» о справедливом базовом доходе. Другое дело, что он будет касаться исключительно проживающих за чертой прожиточного минимума граждан и поддержки многодетных семей.
Новая Дума может поддержать признание независимости Донецкой и Луганской народных республик. Это будет особенно актуальным в свете угрозы военной агрессии со стороны Киева. Сценарий установления дипломатических отношений с Абхазией и Южной Осетией повторится. Тем более в новый созыв прошел первый премьер-министр ДНР Александр Бородай.
Пожалуй, главное — на период работы этого парламента придутся президентские выборы 2024 года и предшествующий выбор вероятного преемника. Хотя, по стилистически точному замечанию председателя парламента Вячеслава Володина, «после Путина будет Путин». По крайней мере, нынешняя элита жизненно заинтересована в сохранении власти действующего президента, потому будет уговаривать его остаться у руля до последнего.
Перейдем к партиям.
Владимир Жириновский сильно сдал — кампанию ЛДПР вела плохо. Не на кого было привычно опереться. А спадающие с вождя либерал-демократов штаны во время дебатов стали мемом. Вхождение на таком послевкусии во фракцию ЛДПР председателя партии «Родина» Алексея Журавлева, избранного по одномандатному округу в Тамбовской области, подрывает доверие к этому известному в прошлом политическому бренду. По крайней мере, те немногочисленные патриоты, отдавшие свои голоса за «Родину» как за правых национал-патриотов и настоящих поборников консервативных ценностей, после такого «каминг-аута» их лидера уже точно больше не выберут эту партию… А жаль, перспективная была политическая сила при Рогозине! Позволить же мысль, что десантирование Журавлева в ЛДПР нацелено на смену Жириновского, простите, крайне тяжело.
В похожей ситуации оказался и лидер «За правду» писатель Захар Прилепин, после вхождения его партии вместе с «Патриотами» Семигина в «Справедливую Россию» всерьез рассчитывавший на то, чтобы занять кресло главы фракции. Естественно, такой возможности старые «эсеры» ему не предоставили. А при всей своей внешней невыразительности именно Сергей Миронов и его люди по-прежнему контролируют принятие решений в объединенной партии «СР-ЗП». Очевидно, с этим связана история сдачи мандата Прилепиным — ведь оставаться рядовым депутатом без собственной команды в 450-местном парламенте для него означало угрозу потеряться. Поскольку кумулятивного эффекта от объединения ура-патриотизма «Русской весны» с интеллигентским критиканством властей слева закономерно не получилось, то и фракция «справороссов-заправдинцев» осталась в прежнем «эсеровском» объеме. Ну а заявленные президентские амбиции Захара явно требуют других ступенек старта.
Кратко о своих личных итогах, связанных с этой партией на этих выборах. Третье место после всемирно известного хоккеиста от ЕР Фетисова и местного авторитетного предпринимателя от КПРФ Иванюженкова на выборах в Подольске и Домодедове при минимальном бюджете — это сравнительно неплохо. Теперь я знаю точно: поскольку выборы — это вещь дорогая, идти на них одномандатником нужно только в том случае, если партия тебе предоставила финансирование до начала избирательной кампании. В противном случае рассчитывать на чьи-то устные гарантии — пустое дело. Меня, равно как и некоторых более известных коллег, например журналиста Глеба Пьяных, местное региональное отделение использовало в качестве приманки для избирателей. И если бы не ответственное отношение отдельных высокопоставленных партийцев, эта история могла бы выглядеть еще более плачевно. Хороший урок на будущее.
Коммунисты очень достойно провели эту избирательную кампанию и лучше других партий подготовились к смене лидера. А этот вопрос с высокой долей вероятности станет актуальным в текущем политическом цикле до 2024 года как для КПРФ и ЛДПР, так и для СР-ЗП. Сейчас в Компартии есть длинная скамейка запасных, представляющих новую генерацию, — это и мэр Новосибирска Анатолий Локоть, и губернатор Орловской области Андрей Клычков, и первый зампред ЦК Юрий Афонин, и партийный идеолог Дмитрий Новиков, и самый отзывчивый (по количеству ответов на обращения граждан) депутат последнего созыва, писатель Сергей Шаргунов. Потому коммунисты меньше всех рискуют потерять своего избирателя при смене лидера. Есть повод задуматься «эсерам».
«Единая Россия» в текущем электоральном цикле решила выехать на старом — защита, развитие, забота. Тема обновления, как правильно подметили коллеги-эксперты, могла бы стать удачным выходом в сложившейся ситуации. Однако ее, по всей видимости, решили приберечь на «горячее». Таким образом, новые лица и тотальное омоложение «Единой России» — вот что нас ждет к президентским выборам 2024 года. Что вкупе с тотальной к тому времени цифровизацией выборов может дать определенное спокойствие властям и уверенность в правильных результатах столь беспокойного «трансфера власти» от Владимира Путина к Путину Владимиру.