ВОЛОДИН. В разные годы Нобелевскую премию мира получали экс-президент СССР Михаил Горбачев, политик из Мьянмы Аун Сан Су Чжи, бывший президент США Барак Обама, премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али. Все они допустили ряд масштабных ошибок, вплоть до развязывания войн. Совершенно очевидно, такими решениями Нобелевская премия мира дискредитирована. Доверие к ней, возможно, сможет вернуть введение процедуры отзыва премии в случае выявленных фактов преступлений, нарушений против прав и свобод человека. Недопустимо, когда люди, причастные к ужасным преступлениям, до сих пор являются ее лауреатом. А те, кто действительно заслуживает этой награды, — нет.
Всё вроде бы в той или иной степени справедливо. Премия эта откровенно политическая (это следует из её названия), а политика — дело далеко не всегда чистое, а часто откровенно грязное. Многих шокировало, что Премию мира получил террорист Арафат; странное впечатление произвело награждение Премией мира президента США Обамы, который получил её просто за то, что стал первым чёрным президентом Америки. Так что к этой премии и её лауреатам много вопросов, много упрёков.
Но крайне интересно, почему Володин спохватился только сейчас? Более того — в воскресенье — в день, когда наш председатель парламента имеет законное право на отдых.
Ещё интереснее чисто теоретический вопрос: стал ли бы Володин поносить Нобелевскую премию мира, если бы на днях её получил, предположим, президент России Владимир Путин, который был включен в 2021 году в список из 286 кандидатов на Нобелевскую премию мира.
* * *
Зато благодаря этому откровенному выступлению Володина мы можем точно сказать, в каком году, в каком историческом времени мы живём. Как писал поэт Пастернак:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
У нас на дворе 1958 год.
23 октября 1958 года Пастернак стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В тот же день Президиум ЦК КПСС принял постановление: «О клеветническом романе Б. Пастернака». (Президиум ЦК КПСС в то время — примерно как Администрация президента России сейчас.)
После этого началась оголтелая травля. Пастернака оскорбляли на страницах газет, на собраниях трудящихся; Союз писателей СССР исключил Нобелевского лауреата из Союза писателей; в «Литературной газете» было написано, что Пастернак «согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды». Газета «Правда» опубликовала статью «Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка». На Пленуме ЦК ВЛКСМ первый секретарь ЦК Семичастный (потом стал председателем КГБ СССР) заявил: «И в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым произведением». Писатель Сергей Смирнов предложил, чтобы писатели обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства. Его поддержали Сергей Михалков и Вера Инбер, которые потребовали лишить Пастернака гражданства и выслать из страны.
Эта травля привела к возникновению знаменитой поговорки: «Не читал, но осуждаю!» В результате ржавый крючок, литературный сорняк и паршивая овца Пастернак отправил телеграмму в Шведскую академию с отказом от премии.
Спустя семь лет Нобелевскую премию по литературе получил Шолохов. И ни одна собака — ни ЦК КПСС, ни «Правда», ни Союз писателей — ни единым словом не стали порочить Нобелевскую премию.
Для красоты эксперимента Нобелевский комитет мог бы присудить следующую премию мира самому Володину, и мы бы с изумлением увидели, как реакция наших политиков мгновенно совершила бы полный поворот кругом.