225 депутатов Думы у нас избираются по партийным спискам, а 225 — по одномандатным округам. Причем закон «О выборах депутатов Госдумы РФ» позволяет избравшимся по партийным спискам в течение пяти дней отказаться от депутатства — в этом случае мандат передается либо кому партия скажет (если речь идет о федеральной, головной части списка), либо следующему по очереди за «отказником» в региональном списке.
Победила на выборах «Единая Россия»: почти 50% голосов избирателей обеспечили ей 126 мест в «списочной» половине Думы. Ура-ура, мы молодцы, спасибо народу за доверие, говорили руководители «партии власти». Но за прошедшие после выборов три недели «ЕР» одержала еще одну победу — по числу «отказников»: 82!
24 сентября ЦИК подвел итоги выборов в Госдуму и назвал фамилии тех, кто проходит в парламент по партийным спискам. Через 5 дней выяснилось, что 66 единороссов, трое коммунистов, один ЛДПРовец и двое «новых людей» в Думу идти не хотят и от мандатов отказались — в пользу товарищей по списку.
А 4 октября на заседании ЦИК выяснилось, что 12 единороссов из числа тех, кому передали мандаты «отказников», в Думу идти не хотят тоже. (Кстати, и писатель Захар Прилепин, баллотировавшийся по списку партии «Справедливая Россия — За правду», к этому времени быть депутатом передумал.) «У нас продолжается этот непонятный процесс отказов от полученных мандатов, не хочу комментировать — это избиратели будут давать оценку этому», — заявила тогда глава ЦИК Элла Памфилова.
Проводить пришлось еще целых три заседания, все прошли 6 октября. «Такой алгоритм задают нам сейчас избранные депутаты… Я воздержусь от комментариев, оставлю их для более удобного случая», — сказала г-жа Памфилова, открывая первое из них.
Из 12 единороссов, которым мандаты достались несколько дней назад, взяли их только 9. Мандаты троих передали следующим в региональных группах.
Через час состоялось второе заседание ЦИК. Оказалось, что из этих троих в Думу идут лишь двое. Один отказался. Его мандат передали следующему. «Долгоиграющая пластинка», — заметила г-жа Памфилова.
Еще минут через 20 последний нераспределенный мандат достался Дрожжиной Юлии, руководителю московского штаба общественной организации «Российские студенческие отряды».
Уф-ф-ф-ф. Избранная по спискам половина Думы наконец-то известна пофамильно! «Жирная точка поставлена», — как выразилась глава ЦИК.
Дрожжина — последняя в столичном списке кандидатов-списочников от «ЕР». Мандат ей достался от «отказника» Евгения Богатырева, директора Музея А.С.Пушкина. А ему — от Владимира Машкова, худрука Московского театра Олега Табакова. А тому — от Марии Ревякиной, директора Тетра Наций. А ей — от Марьяны Лысенко, главврача клинической больницы №52…
Между прочим, после парламентских выборов 2016 года «жирную точку» поставили гораздо быстрее, и число «отказников» было в 4 раза меньше.
Что же случилось на сей раз?
«Паровозов» в партийном списке «ЕР» оказалось намного больше (в других парламентских партиях и «паровозы», и «отказники» тоже были, но в пределах, не поражающих воображение). В 2016 году «партия власти» шла на выборы 36 региональными списками, 17 из них возглавляли губернаторы. А в 2021 году региональных списков у «ЕР» было 57, губернаторов в них — 49, два списка вели на выборы полпреды президента. Но все знают, что губернаторы, возглавляя списки, в Думу никогда не идут, во главе региональных списков они нужны главным образом для того, чтобы все местное чиновничество и элита работали не за страх, а за совесть (или бессовестно — как где). Дума как вариант трудоустройства годится для губернаторов лишь после отставки.
Плюс разные «селебрити»: врачи и главврачи — в духе времени, деятели искусства и культуры. Всерьез в Думу многие из этих профессионалов, ценных на своих рабочих местах, очевидно, и не собирались.
Плюс разыгрываемые партийным руководством «многоходовочки», призванные обеспечить мандат нужным людям, оказавшимся на «непроходных» местах. Так, например, стал депутатом и станет главой думского Комитета по промышленности и торговле единоросс Владимир Гутенев, которого на Охотном Ряду называют «представителем Ростеха»: ради этого пришлось отказаться от мандата Регине Васильковой, замминистра Самарской области. А будущий вице-спикер от ЛДПР Борис Пайкин получил свой мандат от «отказника» Дмитрия Правдина… Хотели ли «отказники» в этих случаях на самом деле таковыми стать — тайна, покрытая мраком. Если и лились ими слезы — невидимыми миру они остались.
Главное, все законно! Но со стороны выглядит как игра в салочки, где важно добежать до близстоящего тюхи, тронуть его рукой с криком «Чур меня!» — и в сторону. А тот уж пусть думает, как «передать мандат» другому зазевавшемуся простаку… Ну почему они все вдруг резко передумали, думает избиратель? Что, Госдума и в самом деле «отстой», «не катит», «ниже плинтуса», если отказываются от мандатов даже депутаты областных законодательных собраний и замминистры неключевых региональных министерств?
Но беспокоиться о том, что думает избиратель, партии будут потом. Когда начнется очередная избирательная кампания.