Кто будет преемником Ангелы Меркель в кресле федерального канцлера, пока до конца так и не понятно. Но основным младшим партнером в правящей коалиции этого некто, а также обладателем портфеля министра иностранных дел, с очень большой вероятностью будет партия «Зеленых». Для российско-германских отношений это означает мощную встряску. Да что там встряску — самый настоящий ураган. Но, может, это не так уж и плохо?
Краткий гид по современной германской политике для тех, кто помнит о ней лишь два факта: в последние 16 лет «главным немцем» была фрау Меркель, которую однажды в Сочи сильно испугал Путин, выпустив в неудачный (или, может, напротив, очень удачный) момент своего «страшного зверя» в виде лабрадора Кони.
Сейчас пост федерального канцлера на переходной основе еще принадлежит правоцентристскому блоку ХДС/ХСС. В первые десятилетия существования ФРГ эта политическая сила считалась в Москве «основным поджигателем войны». Но постепенно лед растаял. Когда в 1987 году за несколько месяцев до своей смерти участник Сталинградской битвы (естественно, не с советской стороны), лидер ХСС и премьер-министр Баварии Франц Йозеф Штраус прилетел в нашу столицу, сам пилотируя свой самолет, он уже был переведен из «поджигателей войны» в разряд «друзей СССР».
Короче, с ХДС/ХСС мы уже давно научились договариваться. Примеры: нежная дружба Гельмута Коля с Горбачевым и Ельциным и пусть сложное, но вполне конструктивное политическое партнерство Меркель и Путина.
Социал-демократы. С ними Москва научилась ладить еще задолго до того, как в Кремле пришли к выводу, что «Гельмут Коль в принципе неплохой парень». В конце 1960-х годов легендарный лидер этой партии (и, кстати, реальный борец с нацизмом) Вилли Брандт выступил в роли идеолога «новой восточной политики» — курса на налаживание отношений с СССР и создание с Москвой тесного энергетического партнерства. То, что на современном этапе вылилось в газопровод «Северный поток-2», было начато именно Брандтом.
Сейчас среди немецких социал-демократов друзей Москвы значительно меньше, чем раньше. Но с этой партией Россия тоже умеет договариваться. Пример: считающийся сейчас на Западе до неприличия прокремлевским политиком экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер.
Свободные демократы. Эта партия специализируется на роли младшего партнера по коалиции, не важно у кого. С ней у Москвы тоже позитивный исторический опыт. Пример: канцлер Гельмут Коль и его министр иностранных дел, лидер свободных демократов Ганс Дитрих Геншер в личном плане терпеть не могли друг друга. Но с Москвой у Геншера, по крайней мере на излете существования СССР, все было о’кей.
На этом список партий, допускаемых на федеральном уровне в реальную немецкую политику, заканчивается или, вернее, заканчивался до сегодняшнего дня. Теперь в Берлине новый мощный политический игрок, с которым Россия еще не съела пуд соли и который всячески демонстрирует отрицательное отношение к нашей стране. Это «зеленые» во главе с занимавшейся в молодости на профессиональном уровне прыжками на батуте сорокалетней Анналеной Берброк.
Пара выдержек из предвыборной программы этой милой женщины. «Проект трубопровода «Северный поток-2» не способствует защите климата, направлен против энергетических и геостратегических интересов Европейского союза, ставит под угрозу стабильность Украины и поэтому должен быть остановлен». «При необходимости санкции против России должны быть ужесточены».
К счастью, у России не будет необходимости взаимодействовать с этой дамой в роли федерального канцлера. В ходе предвыборной кампании такая вероятность была. Но затем эту любительницу порассуждать о спасении планеты и высоких моральных стандартах (естественно, в их современном западном, политкорректном понимании) поймали на очень плохо замаскированном плагиате, и «зеленые» сильно сдулись.
Сильно — но недостаточно сильно для того, чтобы лишиться роли «делателя королей». В силу немецкой политической арифметики почти любая следующая правящая коалиция будет включать «зеленых» в качестве главного младшего партнера. В практической плоскости это означает пост вице-канцлера и несколько важных министерских должностей, включая МИД.
Появление во главе этого ведомства великовозрастной Греты Тунберг — комбинация безапелляционности суждений и отсутствия реально глубоких знаний об окружающем мире позволяет назвать так мадам Берброк — выглядит как кошмар для России.
Выглядит… но таким кошмаром точно не является. Это, возможно, неприятный и болезненный, но уж точно необходимый политический опыт: и для России, и для Германии, и для самих «зеленых» с их страстной, но неопытной предводительницей.
Упорная ставка уходящего правительства Германии на «Северный поток-2» объясняется вовсе не его симпатиями к нашей стране, а простым фактом: без дополнительных объемов российского газа немецкая экономика теряет свою конкурентоспособность. Та схема газовых поставок, которую Берлину настойчиво втюхивали американцы, обрекает Германию на экономическое отставание. Никакие рассуждения о том, что «Россия плохая, а Украине надо помогать», не способны изменить эту реальность.
Находясь в оппозиции, «зеленые» могли безбоязненно предлагать любые завиральные планы «спасения планеты и демократии в Европе», не неся ответственности за их потенциальные разрушительные экономические последствия. Приход «зеленых» в правительство изменит эту динамику — обречет либо на политическое самоуничтожение, либо на политическое взросление. С нетерпением жду, как это будет выглядеть на практике.
Другое дело, что в долгосрочной перспективе избежать «экологического взросления» не удастся и стране, которая в этом плане очень не любит меняться — России. Происходит ли глобальное потепление исключительно под влиянием хозяйственной деятельности человека, или «в игре» находятся другие, не до конца понятные нам циклические изменения глобального климата — вопрос отдельный. Но глобальный климат точно меняется. И это не позволяет описать значимый выборный успех партии Анналены Берброк как случайную победу красноречивых, но бестолковых политических эксцентриков.
Формирование в России «зеленой» политической и экономической повестки сейчас застыло на стадии публикации многочисленных аналитических докладов. Нам надо ускоряться. Участие России в этом процессе неизбежно. Будем считать итоги немецких выборов очередным напоминанием о том, что нам пора заканчивать запрягать и начать ехать.
Читайте материал «После выборов в Германии назначение преемника Меркель может затянуться на месяцы»