МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Год после войны: как изменился Арцах и что говорят армяне

Людям не хватает воды, электричества и безопасности

Прошел год с тех пор, как началась вторая война за Карабах, которая продлилась 44 дня и унесла жизни от 7 до 15 тысяч человек. Для Азербайджана она закончилась почти полной победой: весь «пояс безопасности» Арцаха перешел под контроль Баку, а Степанакерт оказался в полном окружении, и его безопасность сегодня могут гарантировать только российские миротворцы. Для Армении эти 44 дня завершились крахом всего, во что большинство ее граждан верили последние 30 лет.

Никол Пашинян на праздновании 30-летия независимости Армении. Фото: primeminister.am

Так получилось, что накануне скорбной даты, 21 сентября, в Ереване отмечали 30-летие независимости Армении. Конечно, праздник не обошелся без грустного подтекста. Выступая перед многотысячной толпой на площади Республики, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что прошлое страны полно успехов и неудач, побед и поражений, но иногда победы и поражения являются не тем, чем кажутся на первый взгляд.

По этому поводу оппозиция сразу напомнила своему премьеру слова Джорджа Оруэлла из «1984»: «Война — это мир, а мир — это война». Но что еще мог сказать политик, который оказался во главе государства в такой тяжелый момент? Например, бывший президент Армении и лидер оппозиционной фракции в парламенте Роберт Кочарян только повторяет мантру о том, что как только власть сменится, жизнь наладится.

Пашинян считает, что Армения и самопровозглашенный Арцах должны жить и развиваться, потому что без этого все жертвы армян будут бессмысленны. При этом он заявил, что армяне должны ответить для себя на самый важный вопрос: «Как жить после 44-дневной войны?» Искать ответ на него Пашинян предлагает следующие несколько десятилетий.

«По сравнению с прошлой зимой армянское общество успокоилось, но адекватного анализа причин начала войны и ее последствий до сих пор нет. Конечно, можно вслед за Пашиняном искать ответы на вопросы несколько десятилетий, но если подойти к проблеме профессионально, то такие сроки не нужны. Однако таких попыток нет», — заявил «МК» научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян.

По его словам, вторая карабахская война помимо прочего стала для Армении еще и крупнейшей военной катастрофой. «Армия, которая выстраивалась последние 30 лет, была полностью разгромлена, а выводов из этого поражения сделано не было. Хотя работать над этим надо было начать еще в первые дни войны… Из этого можно сделать вывод, что в ближайшее время тоже ничего не появится, — отмечает Микаелян. — В публичном пространстве высказываются разные мнения — от обвинений в адрес лично Пашиняна до слов о том, что «пояс безопасности» Арцаха надо было отдать еще в 1990-х годах. Тем не менее ничего из этого не подкрепляется фактами, зато эмоции зашкаливают».

Микаелян считает, что причину войны можно обнаружить в том, как жители Армении ведут себя после ее завершения. Люди не могли и не хотели осознать происходящее, а противник тем временем усиливался.

Между тем в Нагорном Карабахе сменился уже второй глава российской миротворческой миссии, которая должна следить за безопасностью в регионе. Первым был генерал-лейтенант Рустам Мурадов. В начале сентября его сменил генерал-майор Михаил Кособоков. Теперь эстафета переходит к генерал-лейтенанту Геннадию Анашкину, а предшественник ушел на повышение.

С начала своей миссии в Арцахе российские миротворцы сыграли ключевую роль в возвращении армянских военных из азербайджанского плена. Кроме того, в Степанакерте появилась первая в истории самопровозглашенной республики работающая мечеть, в которой могут молиться российские военные.

Среди своих заслуг миротворцы называют возвращение мирной жизни в Степанакерт. Ранее Мурадов заявил, что после завершения 5 лет миссии будет принято решение о ее продлении. Можно подумать, что это означает продление мандата, но каким именно будет решение, пока никто не знает. Правда, местные жители, численность которых после войны сократилась со 150 до 120 тысяч человек, думать об этом не хотят — им важнее восстановить привычный быт, утраченный из-за войны.

Армянский журналист Давид Галстян, который периодически ездит в Арцах, рассказал «МК», какие проблемы сейчас стоят перед населением:

— Самая большая проблема — это размещение беженцев. Десятки тысяч людей лишились своего жилья. Если не ошибаюсь, для них должны построить около 10 тысяч квартир и домов. Основная масса строительства идет в Степанакерте. Туда должны переместить людей из Гадрута и Шуши. Кроме того, в других районах Арцаха основывают новые поселки, но свободных мест не очень много. Плюс к этому граница с Азербайджаном теперь проходит по нескольким населенным пунктам.

Остро стоит вопрос с водой и электроэнергией. Раньше Арцах сам производил электричество и даже делился им с Арменией, а сейчас ему самому не хватает, потому что большая часть ГЭС потеряна. Множество сельскохозяйственных земель перешло под контроль Баку.

— А что говорят сами люди: они готовы остаться жить в Арцахе или принимают это решение от безысходности?

— Настроения есть разные. Многие считают, что нельзя покидать свой дом, как бы опасно там ни было. Другие хотят переселиться — прежде всего из-за детей, потому что не хотят, чтобы они росли под постоянной угрозой. Если взрослые понимают ситуацию, то дети — не совсем, особенно это касается тех населенных пунктов, которые находятся возле границы. Не везде есть разметка, которая сигнализирует о том, на чьей территории ты находишься, в результате даже взрослые часто теряются.

Многие хотят переехать в Армению, многие хотят остаться в Арцахе… Главным образом все упирается в вопрос безопасности. Сейчас ее обеспечивают российские миротворцы, но как долго они будут находиться в регионе? Ответа на этот вопрос нет. Если миротворцы уйдут, туда придут азербайджанцы. Армяне совершенно точно не захотят становиться гражданами Азербайджана, как об этом говорят в Баку.

— Если человек хочет переехать из Арцаха в Армению, власти ему будут помогать или тут он предоставлен сам себе?

— В этом случае помогать не будут. Изначально власти делают акцент на том, что хотят создать условия для проживания в Арцахе.

— С азербайджанскими военными много проблем возникает?

— Периодически пьяные азербайджанцы начинают стрелять. Правда, прицеливаются они редко. Очень часто угоняют скот. Но, учитывая, что сейчас проблемы возникают даже на армяно-азербайджанской границе, это еще цветочки.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах