Во время прошлогодней предвыборной кампании и после своего прихода к власти Байден старательно презентовал себя как полного политического антипода Дональда Трампа. Но правыми оказались те цинично (или реалистично) настроенные аналитики, которые доказывали: сам Трамп может уйти, но вот трампизм в американской внешней политике точно останется.
В плане пренебрежительного отношения к союзникам смена президентов если что-то и изменила, то точно не очень много. Да, Байден восстановил политические мосты с Германии, отказавшись от трамповской борьбы на уничтожение «Северного потока-2». Но вот чего было больше в этом жесте: желания сделать приятное близкому партнеру или стремления избежать потери лица и вовремя соскочить с «подножки» уже де-факто проигранной политической битвы?
Желание соскочить — это вообще особенность политического стиля Байдена. Он соскочил с Афганистана, приняв без всяких консультаций с союзниками одностороннее решение о выводе войск. Он убедил Австралию соскочить с французской многомиллиардной сделки о поставке подводных лодок.
«Мы не друзья. Это просто бизнес!» — эти слова Байдена о его взаимоотношениях с лидером Китая Си Цзиньпином, похоже, отражают его общие взгляды на правильное мироустройство. Кинуть ближнего своего — это умно, не кинуть — глупо. Окажись нынешний президент США в обществе распальцованных российских «бизнесменов» из 90-х, он чувствовал бы себя там очень комфортно.
Если вам показалось, что в предыдущем абзаце я критиковал Байдена, то показалось неправильно. Не критиковал. Я брюзжал — а заодно и восхищался. Поставившее всех американских союзников в абсолютно дурацкое положение фактическое бегство США из Афганистана больше всего выбесило официальный Лондон. Но чувство, что тебя использовали, кинули и предали, оказалось очень короткоживущим.
Краткая выдержка из официальной стенограммы пресс-конференции президента США и премьер-министра Великобритании в Белом доме на этой неделе. «Борис Джонсон: «...Вы, вы — живое божество!» Джо Байден: «Да, я такой!» Конечно, это в высшей степени «избирательное цитирование». Весельчак Борис имел в виду не то, что Байден божество в принципе, а то, что он «божество» в плане многолетнего, чуть ли не ежедневного использования железных дорог. А президент США с готовностью повторил эту шутку. Однако, как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
Итак, некогда гордые бритты уже утерлись. Если рассуждать в масштабных геополитических категориях, то по-прежнему гордые французы тоже скоро утрутся. Нет, «коварную Австралию» они постараются наказать по полной программе, заблокировав ей, например, переговоры о зоне свободной торговли с Европейским союзом. Байдена «божеством» президент Макрон тоже не назовет — даже в шутку. Но что в остальном?
Первый за два с лишним века отношений отзыв французского посла из Вашингтона — это, разумеется, сильный символический дипломатический жест. Но одним символизмом сыт не будешь. Чтобы дипломатический символизм имел реальный политический вес, он должен быть подкреплен чем-то более существенным. А нет у Франции этого чего-то более существенного. Она не может покинуть западный альянс и перейти на сторону России и/или Китая. Любые потенциальные разговоры на эту тему являются даже не смешными, а жалкими.
У союзников США не всегда отсутствовали возможности наказать за «коварство и предательство» Америку. После того как в ходе очередной арабо-израильской войны 1973 года Вашингтон повел себя не так, как этого хотелось ближневосточным нефтяным супердержавам, они погрузили западный мир в хаос с помощью карающего меча энергетического эмбарго. Но сейчас аналогичного карающего меча нет ни у кого из чувствующих себя обманутыми американских союзников. Байден ведет себя, как российский бизнесовый «пацанчик», потому, что он может себя так вести. Ощущение безнаказанности — это очень мощный политический мотиватор.
Пробуя себя в амплуа состоявшегося статусного политика федерального масштаба, самовыдвиженец на роль лидера думской фракции «Справедливая Россия — За правду!» Захар Прилепин (ах, Сергей Миронов, кого же вы пригрели на своей груди!) заявил в телеэфире о новом тройственном союзе Австралии, Великобритании и США AUKUS: «США надо было отреагировать на Китай, и они в подбрюшье Китая начинают вооружать Австралию. Нам это выгодно. Чем жестче противостояние США и Китая, тем выгоднее нам». На теоретическом уровне Захар Прилепин совершенно прав. А на практическом уровне китайские банки продолжают подчиняться американским санкциям в отношении российских компаний и физических лиц.
Вот это противоречие между теоретическим и практическим и раздражает меня больше всего. Уже при втором своем президенте подряд США постоянно ломают дрова на международной арене. Но это никак качественно не повышает объем реально важных внешнеполитических возможностей России. Мы слишком обложены со всех (или почти) сторон. По периметру наших границ слишком много стран, в глазах которых любой президент США уже не в шутку, а совершенно всерьез является «божеством».
Мы, например, любим позубоскалить по поводу американской системы внешнего управления Украиной. Смеяться здесь действительно есть, над чем. В некоторых важных управленческих сферах официальный Киев находится на грани (или уже за гранью) потери суверенитета. Но украинский политический класс все устраивает. С его точки зрения «агрессором» является Россия, а никак не США.
То и дело выступающие с гротескными антироссийскими заявлениями польские политики — тоже смешные люди. А уж прибалты какие смешные! Просто обхохочешься! Однако совокупный политический вес этих и других смешных людей приводит, например, к тому, что Россия ни о чем не может — и не сможет — договориться с Европейским союзом. Короче, пока «смеяться последним» все равно чаще получается у Байдена.