Несмотря на то что «Талибан» (признан террористическим и запрещен в РФ) заявляет о полном захвате Афганистана, в районе Панджшерского ущелья продолжают оказывать сопротивление отряды Ахмада Масуда, сына известного полевого командира Ахмад-Шаха Масуда.
Силы сопротивления не только держат оборону, но и регулярно пытаются контратаковать наступающие отряды талибов. Однако пока это не приносит желаемого результата из-за катастрофического неравенства сил. В среду поступили сообщения о тяжёлых боях, вспыхнувших в районе переправы через реку Панджшер. Масудисты заявили, что успешно отразили атаки соперника и нанесли ему тяжёлые потери. Однако талибы опровергли эти заявления, подкрепив свои слова доказательствами.
На интернет-ресурсах, близких к руководству «Талибана», циркулируют многочисленные фото и видеоматериалы, свидетельствующие: талибам удалось форсировать реку Панджшер и закрепиться на её правом берегу. Одно из видео изучили специалисты, при помощи спутниковых снимков они смогли установить точное место съёмки — район севернее города Гольбахар. Пока неизвестно, были ли силы Ахмада Масуда разгромлены в бою или предпочли бежать со своих позиций. Однако в любом случае они не смогли оказать радикалам достойного сопротивления.
Позднее талибы опубликовали ещё несколько роликов, опровергающих заявления масудистов об освобождении ряда районов Афганистана. Ранее силы сопротивления заявили, что им удалось занять город Андараб и стратегически важный тоннель в районе перевала Саланг. Однако кадры с мест свидетельствуют, что эти территории всё ещё под контролем талибов.
Точно так же были опровергнуты заявления сил сопротивления о взятии под контроль уезда Чарикар. Таким образом, все свои «победы» отряды масудистов пока что одерживают не на полях сражений, а в социальных сетях.
А вот их противники предпринимают самые серьёзные действия. В четверг стало известно о прибытии в район Панджшера новых подкреплений «Талибана». По ряду сообщений, наступление на регион возглавит известный полевой командир Пир Ага. Как известно из открытых источников, ранее он разгромил силы ИГИЛ (признано террористической организацией и запрещено в РФ) в провинциях Нангархар и Кунар. Долгое время он был «теневым» губернатором талибов в Нангархаре, а после падения Кабула — официально возглавил провинцию. Близкие к «Талибану» источники связывают прибытие Пира Аги в район Панджшера с тем, что командование группировки намерено покончить с отрядами сопротивления и для этой цели направляет свои лучшие отряды.
При этом талибы не исключают возможности мирного урегулирования конфликта. Старейшины племён, проживающих в Панджшерском ущелье, прибыли на переговоры с командирами «Талибана» для обсуждения возможных условий сдачи. Однако, как сказал в недавнем интервью Ахмад Масуд, «Талибан» на словах заявляет, что готов к переговорам, однако на деле продолжает военные приготовления.
Силы сопротивления, или, как их ещё называют, «Новый Северный альянс» («Северным Альянсом» называлась коалиция антиталибских сил, существовавшая в конце 1990-х годов), находятся в крайне тяжёлом положении. Пока что «Талибан» не торопится развивать наступление и сосредотачивает у границ Панджшера свежие силы. Лидеры сопротивления Амирулла Салех и Ахмад Масуд клянутся сражаться до последней капли крови и не сдавать регион. Однако после того, как все те, кто ранее делал подобные заявления, бежали из страны, этим словам, похоже, не верят даже противники талибов.
По предварительным оценкам СМИ, баланс сил в районе Паджшерского ущелья составляет примерно десять к одному в пользу «Талибана», не говоря про тотальный перевес радикалов в бронетехнике и авиации. В случае если отряды Масуда продолжат вести войну в социальных сетях, игнорируя обстановку на фронте, крах сил сопротивления станет практически неминуемым.