Перед началом заседания Владимир Путин провел онлайн-встречу с общественностью, чтобы, как выразился он сам, «подпитаться информацией и предложениями». Тут были и школьные учителя, недовольные, что Снежана Денисовна из «Наша Раша» подрывает авторитет российского педагога. И многодетный папа, требующий признания особой миссии российских отцов через учреждение специального дня. И четвероклассник Лева, который добился, чтобы в рацион питания школьников Мурманской области включили блюда из оленины. И музыкальный клипмейкер, попросившая Путина создать условия для «повышения навыков в творчестве». Однако, несмотря на столь разношерстный состав аудитории, все участники встречи говорили о вещах, в той или иной степени уже известных президенту.
Например, когда в прямом эфире прозвучала просьба объявить в России Год учителя и наставника, ВВП без труда вспомнил, что в 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения прославленного педагога Константина Ушинского, а значит, его можно посвятить чествованию этой важной и нужной профессии. Не вызвала удивления и инициатива воспитателя из «Артека», предложившего ввести в российских школах ежедневную церемонию поднятия Государственного флага. Оказалось, идея не только витает в воздухе, но даже обсуждалась на высоком уровне, в частности, у вице-премьера Татьяны Голиковой. По словам Путина, он также поддерживает проведение церемоний. Надо только определить единый общероссийский стандарт обращения с госсимволами. «Поскольку это вопрос общегосударственного характера, он должен быть отфинансирован из федерального бюджета», — с готовностью сообщил президент. Искренне удивила ВВП разве что сфера интересов «Лучшего лектора 2020 года». Узнав, что Владимир Румянцев является специалистом по Ближнему Востоку, Путин, что называется, загорелся и буквально забросал собеседника вопросами. Но, к сожалению, ничего нового для себя не узнал. Лучший лектор ограничился многозначительными замечаниями, что обстановка на Ближнем Востоке «как всегда очень нестабильная», а в Сирии «гораздо более благоприятная» по сравнению с 2015 годом.
Тем не менее, когда вместо представителей общественности на экране появились лица участников Госсовета, президент все еще находился под впечатлением, и свое выступление начал с жалобы учительницы истории из Ярославля, высказавшейся против использования слова «услуга» применительно к труду педагогов. («Я не считаю, что оказываю услугу!» — с обидой в голосе заявила она.) По мнению Путина, в самом слове «услуга» нет ничего обидного и плохого. Однако учителя в этом смысле не одиноки: врачам тоже не нравится, что их деятельность называют услугой — ведь они спасают жизни людей. «Если людей это как-то задевает и они считают, что это обедняет высокую общественную значимость их труда, давайте подумаем, как внести корректировки в законодательство, чтобы это слово использовалось только в бюджетно-финансовых документах», — предложил президент.
Дальнейшее заседание президиума Госсовета продемонстрировало, что поднятый ярославской учительницей вопрос — далеко не технический. Словом «услуга» по отношению к педагогической деятельности счел необходимым возмутиться чуть ли не каждый второй выступающий, зарождая смутные подозрения, что это одна из главных проблем отечественного образования. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заверил, что поддержка профессиональному лобби, требующему исправления законодательства, обязательно будет оказана. «Педагог всегда был в центре системы образования. Это не оказание услуг, а важнейшая миссия», — подчеркнул он. Впрочем, до окончательной победы над канцеляризмами еще далеко. По мнению председателя комиссии Госсовета, губернатора Кировской области Игоря Васильева (тоже недовольного словом «услуга»), учителю важно осознать, что он выполняет «важнейшую государственную функцию».
Кроме терминов на президиуме Госсовета обсудили выполнение предыдущих поручений президента и новых задач, стоящих перед системой образования. По словам Кравцова, основными приоритетами являются обновление инфраструктуры (в 2022 году должна начаться отложенная из-за пандемии программа реконструкции школ), обеспечение доступа школ к проверенным интернет-ресурсам, поддержка учителей и усиление воспитательной составляющей. Как сказал Васильев, Госсовет поддерживает учреждение новой должности — советник директора школы по воспитанию — и настоятельно рекомендует всем регионам повсеместно внедрять «школу полного дня», в которой дети смогут находиться до возвращения с работы родителей. При этом по-прежнему ставится задача разгрузить педагогов.
Что касается такой аббревиатуры, как ЕГЭ, ежегодно ставящей на уши сотни тысяч детей и их родителей, то на заседании по проблемам школьного образования она прозвучала лишь однажды. Детский омбудсмен Анна Кузнецова попросила Путина разрешить проведение выпускных экзаменов в «родных» для детей школах и смягчить в 2022 году требования к самому «страшному» ЕГЭ по базовой математике, напомнив, что в 2021 году его отменили.
А КАК У НИХ?
В США во многих школах практикуется поднятие флага, сопровождаемое клятвой верности («Я клянусь в верности флагу Соединенных Штатов Америки и республике, которую он символизирует, одной нации под Богом, неделимой, со свободой и справедливостью для всех»).
Верховный суд США постановил в 1943 году, что детей нельзя принуждать к прочтению клятвы, но на практике многим американским школьникам и воспитанникам детских садов приходится произносить клятву верности каждое утро под руководством и при участии учителей или воспитателей. Из 50 американских штатов клятва верности законодательно утверждена к произнесению в 33. В шести штатах клятва к произнесению не рекомендована, а в одиннадцати штатах администрация каждой школы решает этот вопрос самостоятельно.
В государственных школах Турции предусмотрено исполнение гимна и поднятие флага перед началом занятий.
Гимн исполняется, и производится поднятие флага по утрам в школах Таиланда.
А в школах Индонезии церемония поднятия флага в учебных заведениях проводится по понедельникам.